Требование о репатриации экспортной выручки в рублях исчезнет. Уже предусмотрен график поэтапной отмены

| статьи | печать

Обязанность обеспечивать возврат или поступление денег на счета по внешнеторговым контрактам скоро отменят. Правда, только если в договоре цена предусмотрена в рублях и платежи совершаются тоже в российской валюте. С 2020 г. ограничение отменят для несырьевых компаний, а в течение следующих четырех лет переход на отмену ограничения предусмотрен и для тех, кто производит сырье. Кроме того, уступки получат физические лица. Для них установлены послабления в части совершения валютных операций с использованием счетов, открытых в заграничных банках. Все эти поправки предусмотрены в Федеральном законе от 02.08.2019 № 265-ФЗ.

Президент РФ подписал закон, в котором установлена поэтапная отмена требований о репатриации экспортной выручки в рублях, а также смягчены положения о зачислении физическими лицами — резидентами денег на зарубежные счета. Речь идет о Федеральном законе от 02.08.2019 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О валютном регулировании и валютном контроле“ в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств».

Проект с подобными предложениями обсуждался еще в начале 2018 г. Но тогда Банк России категорически возражал против законопроекта, ссылаясь на то, что отмена репатриации может привести к еще большему выводу денег за границу. В марте 2018 г. был утвержден закон, отменяющий штрафы за нерепатриацию валютной выручки для компаний, которые подпали под западные санкции (Федеральный закон от 29.07.2018 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О валютном регулировании и валютном контроле“»). Через год министр финансов Антон Силуанов заявил, что Минфин России договорился с Банком России о поэтапной отмене требований о репатриации рублевой выручки. В июне 2019 г. проект поступил на рассмотрение Госдумы, а 02.08.2019 уже был подписан закон. Изменения вступят в силу с 2020 г., за некоторым исключением.

Отмена репатриации выручки

Сейчас предусмотрены жесткие правила относительно репатриации валютной выручки (п. 1 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», далее — Закон № 173-ФЗ). Например, российская компания, получающая от нерезидентов деньги по внешнеторговым контрактам за товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, должна обеспечить поступление этих денег в установленный срок на свои банковские счета. Также компании отвечают за ситуации, когда они передали товары (оказали услуги и т.д.), но из-за границы деньги не были перечислены.

Если деньги не поступят, то компании будут грозить крупные штрафы. За нарушение правил и сроков репатриации иностранной валюты установлена административная ответственность: 1/150 ставки рефинансирования Банка России от несвоевременно зачисленной на счета суммы (за каждый день просрочки зачисления денег) либо от 3/4 до одного размера незачисленной суммы (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ). А нерепатриация выручки в особо крупном размере может грозить лишением свободы на срок до пяти лет (ч. 2 ст. 193 УК РФ).

Про снижение штрафов в поправках ничего не сказано. Однако, как и обещалось, предусмотрена отмена требования п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ о репатриации валютной выручки. Правда, это требование не будет применяться только к экспортной выручке в рублях. Цель таких поправок — снизить издержки компаний и стимулировать переход на заключение внешнеторговых контрактов в российской валюте. С 2020 г. это будет касаться несырьевого экспорта (например, IT-услуг), а затем постепенно и экспортеров сырья.

В частности, требования о репатриации валютной выручки не будут применяться к тем внешнеторговым контрактам, по которым сумма обязательств определена в валюте РФ и условиями которых предусмотрены оплата в валюте РФ, а также передача резидентами нерезидентам товаров, включенных в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза под некоторыми кодами (речь идет о сырьевых компаниях). При этом предусмотрен такой порядок:

  • с 1 января 2020 г. — отмена требования о репатриации будет действовать в отношении не более 10% суммы внешнеторгового контракта;

  • с 1 января 2021 г. — в отношении не более 30% суммы внешнеторгового контракта;

  • с 1 января 2022 г. — в отношении не более 50% суммы внешнеторгового контракта;

  • с 1 января 2023 г. — в отношении не более 70% суммы внешнеторгового контракта;

  • с 1 января 2024 г. — в отношении всей суммы внешнеторгового контракта.

По несырьевым внешнеторговым контрактам требование о репатриации не будет применяться уже с 2020 г. Но тоже только при условии, что цена контракта предусмотрена в рублях и платежи совершаются в той же валюте. Исключение — внешнеторговые договоры, предусматривающие передачу резидентами нерезидентам товаров, включенных в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза под кодами 4401—4403 99 000 9 (лесоматериалы).

Зачисление денег физлиц на иностранные счета

Поправки отменяют ограничения, связанные с зачислением денег физических лиц на зарубежные банковские счета.

На счета (во вклады) физических лиц — резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами территории РФ, могут быть зачислены без ограничений деньги, получаемые от нерезидентов, при условии, что такие банки расположены на территории иностранного государства — члена ОЭСР или ФАТФ и это иностранное государство осуществляет обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29.10.2014 или иным заключенным с РФ международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией. ФНС России будет публиковать на своем сайте список таких стран.

Еще одно нововведение: физическим лицам — резидентам разрешено не представлять налоговым органам отчет о движении средств по своему счету (вкладу), открытому в банке или иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ. Но для этого нужно соблюсти ряд условий:

  • банк или иная организация финансового рынка должны быть расположены на территории иностранного государства — члена ОЭСР или ФАТФ и это иностранное государство должно осуществлять обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29.10.2014 или иным заключенным с РФ международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией;

  • общая сумма денежных средств, зачисленных на указанный счет (вклад) (списанных с указанного счета (вклада)) за отчетный год, не превышает 600 000 руб. или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 руб., либо остаток денежных средств на указанном счете (вкладе) по состоянию на конец отчетного года не превышает 600 000 руб. или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 руб., если в течение отчетного года зачисление денежных средств на указанный счет (вклад) не осуществлялось.

Пересчет иностранной валюты в валюту РФ будет производиться по курсу Банка России по состоянию на 31 декабря отчетного года.

Появилось новое исключение из правила о запрете валютных операций между физическими лицами — резидентами. Будут допускаться переводы физическими лицами — резидентами иностранной валюты со своих счетов (вкладов), открытых в уполномоченных банках, в оплату переданных товаров (работ и т.д.), срок пребывания которых за пределами территории РФ в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней и которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства своего пребывания, на счета (во вклады) таких физических лиц, открытые в банках, расположенных за пределами территории РФ.

Также будет разрешено зачислять деньги на зарубежные банковские счета физических лиц — резидентов в следующих случаях:

  • если они выплачиваются в силу требований законодательства иностранного государства, минуя счета в уполномоченных банках, в виде доходов от реализации драгоценных металлов, учитываемых на счетах резидентов, открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ;

  • в порядке возврата суммы денежных средств, ранее переданных таким физическим лицом в доверительное управление доверительному управляющему — нерезиденту.

Предусмотрены и не очень позитивные поправки для ряда физических лиц. Требования в части режима использования резидентами зарубежных счетов будут распространяться не только на счета, открытые в банках, но и на счета, открытые в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами РФ. Скорее всего, речь идет в том числе о перечислении денег через брокерские счета и счета депо.

Комментарий эксперта

Ксения Грицепанова, директор группы по оказанию юридических услуг банкам и финансовым институтам PwC Legal

Хотя Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ получил огласку как закон о либерализации валютного контроля, на самом деле далеко не все нововведения действительно упрощают требования валютного контроля. Так, с одной стороны, отменяется жесткий контроль за операциями в счетах в странах — участницах CRS, которые при этом являются и членами ОЭСР/ФАТФ, а с другой стороны, вводятся дополнительные требования к счетам у брокеров, доверительных управляющих и в иных организациях финансового рынка.

Закон предусматривает постепенную отмену требований о репатриации, что предоставляет российским компаниям возможность в определенных случаях осуществлять зачет встречных требований, например, или рассматривать варианты иного исполнения обязательств по договору. Однако следует отметить, что правила о репатриации отменяются только при условии, что обязательства по внешнеторговому договору определены в российских рублях и расчеты осуществляются в российских рублях. По внешнеторговым контрактам в иностранной валюте все остается по-прежнему.

Кроме того, закон никоим образом не влияет на недавно введенное требование о репатриации по договорам займа. Распространение требований о репатриации на договоры займа фактически означает введение существенных ограничений в различные механизмы заемного финансирования, реструктуризации займов и т.п.

Еще отмечу один момент, касающийся физлиц. Согласно Закону № 265-ФЗ физические лица — резиденты могут не подавать отчеты о движении денежных средств по счетам, которые отвечают определенным критериям, при одном из двух условий. Первое условие может оказаться применимым для российских граждан, открывших вклады за рубежом и не осуществляющих активных инвестиционных операций. Второе условие, в рамках которого необходимо, чтобы не было зачислений в течение года, нам кажется не рабочим в принципе: ведь, как правило, в течение года на счет зачисляются хоть какие-то суммы (например, технические проценты).