ФАС России разработала единый порядок проведения проверок в сфере госзакупок с учетом риск-ориентированного подхода

| статьи | печать

Федеральная антимонопольная служба представила на общественную экспертизу проект постановления Правительства РФ, которым должен быть утвержден порядок проверок лиц, участвующих в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

С 1 июля вступает в силу Федеральный закон от 01.04.2019 № 50-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд“». Данный закон наделяет Правительство РФ полномочиями по утверждению единого порядка проведения проверок в этой сфере. Проект такого Порядка, разработанный ФАС России, размещен на портале проектов нормативных актов regulation.gov.ru под ID 02/07/04-19/00091092.

Объектами интереса со стороны контролирующих органов могут стать заказчики, контрактные службы, контрактные управляющие, комиссии по осуществлению закупок, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, а также операторы электронных и специализированных электронных площадок.

Плановые проверки осуществляются на основании плана проверок, утверждаемого на один год. При его составлении учитывается и категория риска, к которой относится тот или иной объект контроля. В частности, используются следующие критерии:

  • «Доля закупок, в которых выявлены нарушения контрольным органом».

  • «Доля неисполненных предписаний об устранении допущенных нарушений».

  • «Доля решений об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) контрактов, расторгнутых в одностороннем порядке по решению заказчика».

Методика расчета данных критериев приводится в проекте Порядка в отдельной главе.

Плановой проверке, по общему правилу, подлежат закупки за последние три года до даты ее начала, но проверяемый период может быть увеличен (на сколько именно, Порядок не уточняет). Сама проверка должна длиться 30 дней с даты ее начала, и лишь в исключительных случаях руководитель контрольного органа может ее продлить. При этом срок плановой проверки продлевается не более одного раза и общий срок проверки не может составлять более чем два месяца.

Плановая проверка осуществляется комиссией по плановой проверке в два этапа, которые могут проводиться одновременно. Первый этап предусматривает рассмотрение на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе закупок, находящихся в стадии определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При осуществлении второго этапа проводится проверка в отношении закупок, контракты по которым заключены.

Основаниями для проведения внеплановой проверки проект Порядка называет получение контролирующим органом информации о признаках нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок. Это могут быть «сигналы» от граждан, заявления общественных объединений, публикации в СМИ и т.д.

Срок внеплановой проверки составляет 15 дней. Если контрольному органу потребуется дополнительное время для проработки информации о нарушении, он может продлить срок проверки, но не более чем на 30 дней.

При принятии решения о проведении внеплановой проверки контрольный орган размещает в единой информационной системе (ЕИС) информацию о дате, времени и месте проведения проверки и уведомляет о том же заявителя и проверяемого. Если закупки осуществлялись через электронные процедуры, о внеплановой проверке извещаются также оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки.

В случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытыми способами указанная информация в ЕИС не размещается.

Документ налагает на объекты контроля определенные обязанности.

При проведении проверки они должны представлять в контрольный орган документацию о закупке, заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), протоколы, аудио-, видеозаписи и иную информацию и иные документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или закупок. Также они обязаны обеспечить контролерам беспрепятственный доступ в помещения и на территории, которые они занимают.

Сами проверки осуществляются специально созданными для этого комиссиями, в состав которых должны входить не менее трех человек. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины ее членов.

Объекты контроля и иные заинтересованные лица (в том числе и те, кто заявил о нарушении) вправе лично присутствовать при проведении внеплановой проверки, а также направить на нее своих представителей. На заседании ведется аудиозапись, которая должна храниться не менее трех лет. Любой из присутствующих может вести собственную аудио- или видеозапись заседания, предварительно уведомив об этом комиссию.

По результатам проведения внеплановой проверки комиссия по внеплановой проверке принимает решение. Решение принимается простым большинством голосов присутствовавших на заседании членов комиссии. В случае если член комиссии не согласен с решением, он вправе письменно изложить особое мнение.

Решение (предписание) комиссии по внеплановой проверке является окончательным и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.