Уровень цифровой грамотности россиян растет

| статьи | печать

За прошедший год уровень цифровой грамотности россиян вырос на 8 п.п., составив 60 п.п. по 100-балльной шкале. Россияне стали лучше справляться с поиском информации, грамотнее подходить к ее анализу, увереннее работать на цифровых устройствах. Больше россиян стали пользоваться современными средствами коммуникации, такими как мессенджеры и социальные сети. Таковы результаты второй волны исследовательского спецпроекта «Цифровая грамотность для экономики будущего», представленные аналитическим центром НАФИ.

Высоким уровнем цифровой грамотности обладают сегодня 45% россиян. При этом у четверти взрослого населения — 28 млн россиян — цифровая грамотность остается на низком уровне, и основные барьеры ее повышения — слабый интерес к технологическим инновациям и сравнительно низкий уровень владения цифровыми устройствами. Предыдущие исследования НАФИ показали, что россияне понимают важность знаний и навыков в сфере технологий: каждый второй работающий (52%) уже сейчас активно применяет цифровые технологии на рабочем месте, а треть убеждены, что потеряют работу, если не будут проходить регулярное обучение в этой сфере.

Уровень цифровой грамотности отличается у различных социально-демографических групп. Его значение наиболее высоко среди молодых людей 18—24 лет (82 п.п.), жителей Москвы и Санкт-Петербурга (78 п.п.) и тех, кто имеет постоянную трудовую занятость (67 п.п.).

Среди россиян старшего возраста уровень цифровой грамотности существенно ниже (34 п.п.). Особо заметно отставание по показателям компьютерной грамотности и отношению к технологическим инновациям.

Чем крупнее населенный пункт, тем выше уровень цифровой грамотности его жителей. Все подындексы цифровой грамотности жителей российских столиц на 25—30 п.п. выше, чем у жителей небольших городов и сел.

Уровень цифровой грамотности выше у россиян, имеющих постоянную работу (67 п.п. против 44 п.п. у тех, кто не имеет постоянной работы).

В уровне цифровой грамотности есть и гендерные различия: среди мужчин индекс составляет 62 п.п., среди женщин — 58 п.п. Наибольшее отставание женщины демонстрируют в части отношения к технологическим инновациям. По другим показателям отставание менее существенно или отсутствует.