Коротко о важном («ЭЖ Вопрос-ответ», № 01, 2019 г.)

| статьи | печать

Введен налог на профессиональный доход

С 1 января 2019 г. начал действовать новый специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». Обратите внимание: пока в части второй НК РФ не будет соответствующей главы. Все правила установлены в Федеральном законе от 27.11.2018 № 422-ФЗ. Дело в том, что данный спецрежим является экспериментальным и будет действовать с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2028 г. включительно в г. Москве, Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан. Обозначим основные положения нового спецрежима.

Этот спецрежим могут применять физические лица, в том числе ИП, которые ведут деятельность в регионах, включенных в эксперимент. Для его использования физическим лицам вовсе не обязательно регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей. Исключение — виды деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве ИП в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.

Вышеназванные лица признаются плательщиками налога на профессиональный доход (далее — НПД). При этом некоторые лица не вправе применять новый спецрежим В частности, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 млн руб.

Профессиональный доход — доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества. Если физическое лицо перейдет на уплату НПД, то оно освобождается от обложения НДФЛ в отношении доходов, являющихся объектом обложения НПД. При этом объектом налогообложения по НПД признаются доходы от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав.

Что касается ИП, в случае их перехода на новый спецрежим они не будут признаваться плательщиками НДС и страховых взносов. А вот от исполнения обязанностей налоговых агентов предприниматели не освобождаются.

Физические лица и ИП для перехода на новый спецрежим должны встать на учет в налоговом органе. Для этого они подают заявление, сведения из паспорта гражданина РФ и фотографию, которые формируются с использованием мобильного приложения «Мой налог». Граждане вправе уполномочить кредитную организацию на представление налоговикам заявления.

Налоговым периодом по НПД признается календарный месяц, а налоговой базой — денежное выражение дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющегося объектом налогообложения. При этом датой получения доходов от реализации является дата получения соответствующих денежных средств или дата поступления таких денежных средств на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц. А при реализации на основании посреднических договоров с участием посредника в расчетах доход считается полученным налогоплательщиком в последний день месяца получения посредником денежных средств.

А рамках нового спецрежима предусмотрено две налоговые ставки:

— 4% в отношении доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам;

— 6% в отношении доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям для использования при ведении предпринимательской деятельности и юридическим лицам.

Если налогоплательщик использует одновременно две налоговые ставки, то он должен определять налоговую базу отдельно по разным видам доходов.

Сумму налога к уплате в бюджет рассчитывают налоговики с учетом уменьшения соответствующей суммы налога на сумму налогового вычета в размере не более 10 000 руб. Сумма вычета определяется:

— как соответствующая налоговой ставке в размере 1% процентная доля налоговой базы (при применении ставки в размере 4%);

— как соответствующая налоговой ставке в размере 2% процентная доля налоговой базы (при применении ставки в размере 6%).

Перечислять в бюджет налог нужно будет не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту ведения налогоплательщиком деятельности.

Отметим, что в связи с введением нового спецрежима откорректированы положения первой и второй части НК РФ, а также отдельные законодательные акты (в частности федеральные законы от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»).

(Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима „Налог на профессиональный доход“ в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)», Федеральный закон от 27.11.2018 № 425-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»)

Ноябрьские поправки НК РФ

Законодатели внесли значительные изменения в положения части первой и второй Налогового кодекса. В частности:

— уточнено, что начисленные суммы пеней не могут быть больше недоимки. При этом пени будут начисляться за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно (п. 3 ст. 75 НК РФ);

— откорректирован перечень не облагаемых НДС операций, установленный ст. 149 НК РФ. Так, из п. 2 исключен подп. 13, в котором было предусмотрено освобождение от НДС реализации услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним. Эта льгота перенесена в подп. 37 п. 3 ст. 149 НК РФ. Кроме того, не будет облагаться НДС реализация услуг по техническому управлению морскими судами и судами смешанного (река — море) плавания, оказываемых иностранным лицам, не состоящим на учете в налоговых органах и эксплуатирующим суда, зарегистрированные в судовых реестрах иностранных государств (подп. 35 п. 2 ст. 149 НК РФ);

— положения п. 8 ст. 161 НК РФ распространены на операции по реализации макулатуры. Покупатели макулатуры будут признаваться налоговыми агентами по НДС;

— положения п. 2.1 ст. 170 НК РФ не будут применяться, если документами о предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций предусмотрено финансирование затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав без включения в состав таких затрат предъявленных сумм НДС и (или) сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на территорию РФ. То есть компании смогут принять к вычету НДС по активам, приобретенным за счет бюджетных субсидий. При этом НДС придется восстановить, если у компании отсутствует раздельный учет затрат (подп. 7 п. 3 ст. 170 НК РФ);

— для целей НДФЛ к доходам в виде дивидендов будет приравниваться доход в виде превышения суммы денежных средств, стоимости иного имущества (имущественных прав), которые получены акционером (участником) российской организации при выходе (выбытии) из организации либо при распределении имущества ликвидируемой организации между ее акционерами (участниками), над расходами соответствующего акционера (участника) на приобретение акций (долей, паев) ликвидируемой организации (подп. 1 п. 1, подп. 1 п. 3 ст. 208 НК РФ);

— для целей НДФЛ к доходам в натуральной форме отнесены полученные физическим лицом имущественные права при выходе из организации либо при распределении имущества ликвидируемой организации между ее акционерами (участниками, пайщиками), а также права требования к организации, полученные безвозмездно или с частичной оплатой (подп. 1.1 п. 2 ст. 211 НК РФ);

— введены правила определения налоговой базы по НДФЛ при реализации и (или) ином выбытии (в том числе погашении) ценных бумаг и (или) производных финансовых инструментов, полученных при ликвидации организации либо при выходе (выбытии) налогоплательщика из организации (п. 13.4 ст. 214.1 НК РФ);

— откорректирован порядок предоставления имущественного вычета по НДФЛ (ст. 220 НК РФ);

— для целей налогообложения прибыли к доходам от долевого участия в других организациях, выплачиваемых в виде дивидендов, также будет относиться доход в виде имущества (имущественных прав), который получен акционером (участником) организации при выходе (выбытии) из организации либо при распределении имущества ликвидируемой организации между ее акционерами (участниками) в размере, превышающем фактически оплаченную (вне зависимости от формы оплаты) соответствующим акционером (участником) стоимость акций (долей, паев) такой организации (п. 1 ст. 250 НК РФ);

— расширен перечень не облагаемых налогом на прибыль доходов (подп. 11.1, 11.2, 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);

— к внереализационным расходам будет приравниваться убыток, возникающий у участника организации при ее ликвидации (в том числе в результате применения процедуры банкротства), выходе (выбытии) из организации и определяемый на дату ликвидации организации, выхода (выбытия) из организации как отрицательная разница между доходами в виде рыночной цены получаемого указанным участником имущества (имущественных прав) и фактически оплаченной (вне зависимости от формы оплаты) участником этой организации стоимости доли (подп. 8 п. 2 ст. 265 НК РФ).

(Федеральный закон от 27.11.2018 № 424-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»)

Определены доходы, не учитываемые профессиональными объединениями страховщиков

Внесены изменения в ст. 251 НК РФ, которая содержит перечень необлагаемых доходов. Законодатели изложили в новой редакции подп. 12 п. 2 указанной нормы. Так, с этого года не учитываются при расчете налога на прибыль средства, которые получены профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»:

— для финансирования предусмотренных указанным законом компенсационных выплат;

— для компенсации недостающей части активов при передаче страхового портфеля;

— для формирования фонда в соответствии с требованиями международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков;

— в виде сумм возмещения компенсационных выплат и расходов, понесенных в связи с рассмотрением требований потерпевших о компенсационных выплатах;

— в качестве платы за аккредитацию операторов технического осмотра в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств.

Аналогичные поправки содержатся в новой редакции подп. 17 п. 2 ст. 251 НК РФ (в отношении средств, полученных профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном») и в новом подп. 17.1 п. 2 ст. 251 НК РФ (в отношении средств, полученных профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

(Федеральный закон от 27.11.2018 № 427-ФЗ «О внесении изменений в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части отнесения средств, которые получены профессиональными объединениями страховщиков, созданными в соответствии с федеральными законами об обязательных видах страхования, к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности»)

Пожертвования учреждениям культуры

Введены льготы для лиц, которые осуществили пожертвования государственным и муниципальным учреждениям культуры.

Внесены изменения в ст. 219 НК РФ, определяющую порядок предоставления социальных налоговых вычетов по НДФЛ. Так, подп. 1 п. 1 указанной нормы дополнен следующим положением. Если получателями пожертвований являются государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность в области культуры, а также некоммерческие организации (фонды) в случае перечисления им пожертвований на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений, предельный размер вычета может быть увеличен законом субъекта РФ до 30% суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению. Региональным законом также могут быть установлены категории государственных, муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области культуры, и некоммерческих организаций (фондов), пожертвования которым могут быть приняты к вычету в увеличенном предельном размере.

Кроме того, откорректированы положения ст. 286.1 НК РФ, предусматривающей предоставление инвестиционного вычета для целей налогообложения прибыли. В частности, со следующего года организации смогут получить инвестиционный вычет не более 100% суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, а также перечисленных некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений.

(Федеральный закон от 27.11.2018 № 426-ФЗ «О внесении изменений в статьи 219 и 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)

Экспорт товаров через СЭЗ: подтверждаем нулевую ставку НДС

Изменения внесены в подп. 5 п. 1 ст. 165 НК РФ, в котором установлен порядок подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС при помещении реализуемых на экспорт товаров, под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Так, в абз. 2 указанной нормы уточнено, что в пакет документов включается контракт (копия контракта), заключенный с резидентом территории опережающего социально-экономического развития, свободного порта Владивосток.

Кроме того, в пакет документов входят:

— копия свидетельства о регистрации лица в качестве резидента территории опережающего социально-экономического развития, выданного управляющей компанией, определенной Правительством в целях осуществления функций по управлению территориями опережающего социально-экономического развития;

— копия свидетельства о регистрации лица в качестве резидента свободного порта Владивосток, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на территории Дальневосточного федерального округа функции по координации деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ.

(Федеральный закон от 12.11.2018 № 405-ФЗ «О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)

Нарушения КИК: когда уголовной ответственности не будет

Откорректированы положения ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 24.11.2014 № 376-ФЗ. Напомним, что согласно указанной норме за деяния, связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налога в результате невключения в налоговую базу контролирующего лица в 2016 и 2017 гг. прибыли контролируемой иностранной компании, уголовная ответственность не наступает, если ущерб, причиненный бюджету РФ в результате преступления, возмещен в полном объеме.

В соответствии с новой редакцией вышеназванной нормы уголовной ответственности за рассматриваемое преступление не будет:

— в 2016 и 2017 гг. — в случае если контролирующим лицом является организация и ущерб, причиненный бюджету РФ в результате совершения преступления, возмещен в полном объеме;

— в 2016—2018 гг. — в случае если контролирующим лицом является физическое лицо и ущерб, причиненный бюджету РФ в результате совершения преступления, возмещен в полном объеме.

Поправки вступили в силу с 12 ноября 2018 г. При этом действие новой редакции закона в части деяний, связанных с неуплатой или неполной уплатой сумм налога в результате невключения прибыли контролируемой иностранной компании в налоговую базу контролирующего лица, являющегося физическим лицом, в 2018 г., распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 г.

(Федеральный закон от 12.11.2018 № 412-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона „О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)“»)

Концессионные соглашения: негативные последствия для НДС устранены

Чтобы избежать двойного налогообложения НДС при преобразовании арендных соглашений в концессионные, внесены изменения в главу 21 НК РФ. Корректировке подверглись ст. 146, 170, 171.1 НК РФ.

Так, пункт 2 ст. 146 НК РФ дополнен подп. 18. В нем установлено, что в случае заключения налогоплательщиком концессионных соглашений в соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в отношении объектов, переданных налогоплательщику по договору аренды, не признается объектом налогообложения НДС передача на безвозмездной основе органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления:

— результатов работ по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности и переданных во временное владение и пользование налогоплательщику в соответствии с договорами аренды;

— объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, созданных налогоплательщиком в течение срока действия договоров аренды.

(Федеральный закон от 12.11.2018 № 414-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части недопущения повторного налогообложения налогом на добавленную стоимость при преобразовании арендных соглашений в концессионные»)

Госпошлины: курс на снижение

Законодатели изложили в новой редакции подп. 123 п. 1 ст. 333.33 НК РФ. Согласно ей за принятие решения по заявлениям о рассмотрении (урегулировании) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов, ставок, платы, надбавок), поданным в соответствии с законодательством РФ, государственная пошлина составляет 120 000 руб. Отметим, что ранее по этой норме Кодекса предусматривалась уплата госпошлины за принятие решения в досудебном порядке по спорам, связанным с установлением и применением регулируемых цен (тарифов) в соответствии с законодательством РФ о естественных монополиях, и ее размер составлял 160 000 руб.

Кроме того, из п. 1 ст. 333.33 НК РФ исключен подп. 124. В нем была установлена госпошлина за принятие решения в отношении установленных тарифов и надбавок по разногласиям, возникшим между органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, а также между органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса (размер пошлины составлял 80 000 руб.).

(Федеральный закон от 12.11.2018 № 415-ФЗ «О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)

Изменения для инновационных научно-технических центров

Летом прошлого года был принят Федеральный закон от 29.07.2017 № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Цель этого закона — регулирование отношений, возникающих при создании инновационных научно-технологических центров и обеспечении их функционирования в целях реализации приоритетов научно-технологического развития РФ, повышение инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок, коммер-циализации их результатов, расширение доступа граждан и юридических лиц к участию в перспективных, коммерчески привлекательных научных и научно-технических проектах.

В связи с появлением данного закона откорректированы отдельные положения Налогового кодекса. Законодатели внесли изменения в части первую и вторую НК РФ, а именно в главы:

— 21 «Налог на добавленную стоимость»;

— 25 «Налог на прибыль организаций»;

— 25.3 «Государственная пошлина»;

— 30 «Налог на имущество организаций»;

— 31 «Земельный налог»;

— 34 «Страховые взносы».

(Федеральный закон от 30.10.2018 № 373-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“»)

Не облагаемых НДФЛ выплат стало больше

С 1 января 2019 г. не облагаются НДФЛ доходы в виде единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения либо в виде жилого помещения, предоставляемого в собственность вместо указанной выплаты, полученные налогоплательщиком в случаях, предусмотренных Законом РФ от 26.06.92 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации». Соответствующие поправки внесены в ст. 217 НК РФ.

(Федеральный закон от 30.10.2018 № 389-ФЗ «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)

Расширен перечень работ, освобождаемых от НДС

Законодатели ввели в п. 2 ст. 149 НК РФ новый подп. 7.1. Теперь не облагаются НДС работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам на основании государственного или муниципального контракта.

(Федеральный закон от 30.10.2018 № 392-ФЗ «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)

Предельные величины для страховых взносов

Согласно п. 6 ст. 421 НК РФ размер предельной величины базы для исчисления страховых взносов устанавливается ежегодно Правительством РФ.

На 2019 г. предельная величина базы для исчисления страховых взносов:

— на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежит индексации в 1,061 раза с учетом роста средней заработной платы в РФ и составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 865 000 руб. нарастающим итогом с 1 января 2019 г.;

— на обязательное пенсионное страхование с учетом размера средней заработной платы в Российской Федерации на 2019 г., увеличенного в 12 раз, и применяемого к нему повышающего коэффициента в размере 2,1, составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 1 150 000 руб. нарастающим итогом с 1 января 2019 г.

(Постановление Правительства РФ от 28.11.2018 № 1426 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2019 г.»)

Изменения для ККТ-документов

Специалисты ФНС России внесли изменения в приказ от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484@ «Об утверждении форм заявлений о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники и снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, карточки регистрации контрольно-кассовой техники и карточки о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, а также порядка заполнения форм указанных документов и порядка направления и получения указанных документов на бумажном носителе».

В частности, корректировке подверглись Приложение № 1 «Заявление о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники» и Приложение № 2 «Заявление о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета». Из Приложения № 1 исключена строка 120 раздела 2 «Сведения об использовании контрольно-кассовой техники, заявленной на регистрацию (перерегистрацию) в налоговом органе» и введены следующие разделы:

— раздел 2.1 «Сведения об автоматических устройствах для расчетов»;

— раздел 4 «Сведения о сформированных фискальных документах».

А Приложение № 2 дополнено разделом 1 «Сведения о сформированных фискальных документах».

Кроме этого, налоговая служба внесла изменение в приказ от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию». Поправки связаны с повышение ставки НДС до 20%. Так, в Приложении № 2 уточнены реквизиты чеков ККТ (БСО) и их форматы.

(Приказ ФНС от 07.09.2018 № ММВ-7-20/527@ «О внесении изменений в приложения к приказу ФНС России от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484@» (зарегистрирован в Минюсте России 23.11.2018 № 52764), приказ ФНС России от 22.10.2018 № ММВ-7-20/605@ «О внесении изменений в приложение № 2 к приказу Федеральной налоговой службы от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@» (зарегистрирован в Минюсте России 19.11.2018 N 52712))