В России могут появиться супермаркеты финансовых услуг

| статьи | печать

Электронная платформа, создание которой предусмотрено одним из законопроектов, внесенных в Госдуму, позволит гражданам и организациям осуществлять сделки на предоставление банковских, страховых услуг, получать услуги на рынке ценных бумаг, проводить сделки с финансовыми инструментами, оформлять договоры доверительного управления имуществом, а также осуществлять иные сделки финансового характера.

Группа депутатов Госдумы разработала проект федерального закона «О совершении сделок с использованием электронной платформы», который тут же получил неофициальное название «проект о супермаркете финансовых продуктов».

Цель законодательной инициативы — введение в практику сделок по предоставлению банковских и страховых услуг, услуг на рынке ценных бумаг, сделок с финансовыми инструментами, договоров доверительного управления имуществом и т.д. на основе информационных технологий.

Операторами электронной платформы (того самого супермаркета финансовых продуктов) смогут стать юрлица, созданные в форме хозяйственного общества. Они будут лишены возможности совмещать свою деятельность с чем-то другим, кроме организации торговли, функций депозитария, специализированного депозитария или регистрации (иными словами, деятельность кредитной и некредитной финансовой организации для таких юрлиц будет запрещена). Оператор должен будет проводить расчеты через специальный счет или сервис быстрых платежей Центробанка и иметь минимум 100 млн руб. собственных средств. При этом оператор электронной платформы не будет считаться стороной по сделке, совершаемой с использованием электронной платформы. Права и обязанности возникнут непосредственно у финансовой организации и потребителя финансовых услуг.

Законопроектом предусмотрено создание единого реестра финансовых транзакций, в котором будет аккумулироваться информация об обязательствах финансовой организации перед потребителем финансовых услуг по договорам банковского счета (вклада), заключенным с использованием электронной платформы. Это, по идее, должно повысить прозрачность информации о сделках на финансовом рынке в целях развития конкуренции и повышения финансовой доступности. Реестр операторов будет вести Центробанк.

Правила электронной платформы, которые должны быть разработаны оператором и утверждены финансовым регулятором, будут представлять собой договор присоединения и определят права и обязанности участников электронной платформы с одной стороны и ее оператора — с другой.

В корреспондирующих поправках, содержащихся в законопроекте «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О совершении сделок с использованием электронной платформы“», указывается, что на вклады, открытые в банке с использованием электронной платформы, также распространяется система страхования вкладов. Прописываются особенности выплаты возмещения.

В поправках в «антиотмывочное законодательство» уточняется, что оператор электронной платформы вправе как самостоятельно проводить идентификацию клиентов, так и поручать ее проведение опорному банку. Тем самым операторы электронных платформ смогут воспользоваться уже существующей широкой филиальной сетью банков для идентификации клиентов, что, в частности, повысит доступность финансовых услуг, предоставляемых через электронные платформы.

Оба законопроекта внесены в Госдуму под номерами 617867-7 и 617880-7 соответственно.