Какие отрасли могут ускорить экономический рост

| статьи | печать

Россия сможет войти в пятерку крупнейших экономик мира к 2024 г., если прирост отечественной экономики через шесть лет в реальном выражении составит 30% по сравнению с 2016 г. Драйверами экономического роста, по оценке экспертов РАНХиГС, могут стать строительство, производство инвестиционных товаров и IT-сектор. Аналитики ЦМАКП добавляют к этому перечню химическую промышленность и выпуск пластмассовых изделий.

Вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира и увеличение ВВП приблизительно на 30% (на 50% в номинальных величинах) к 2024 г. поставлены в качестве стратегической цели в майском Указе Президента России. Документ предусматривает прирост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5% в год.

Планируемые изменения пенсионного законодательства позволят замедлить снижение численности занятых в экономике, что ослабит влияние процесса сокращения трудовых ресурсов на экономический рост.

Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» предусматривает к 2024 г. обеспечить рост производительности труда на 20% относительно уровня 2016 г. Цель же по динамике капиталовложений сформулирована в послании президента Федеральному Собранию от 1 марта 2018 г., где предполагается увеличение доли инвестиций до 25%, а впоследствии — и до 27% ВВП.

Модельные расчеты экспертов РАНХиГС показывают, что в условиях повышения пенсионного возраста и роста производительности экономики на 20% относительно уровня 2016 г. постепенный равномерный прирост доли инвестиций — до 25% ВВП — обеспечит к 2024 г. увеличение реального ВВП как раз на 30%. Это позволит России войти в число пяти крупнейших экономик мира.

Обработка как флагман роста

Структура российской экономики с учетом приоритетов развития в секторах обрабатывающей промышленности и услуг, упомянутых в майском указе может выглядеть следующим образом.

«На модельном уровне проведенный нами анализ позволяет выделить несколько отраслей, в которых использование дополнительной единицы трудовых ресурсов позволяет получить экономическую отдачу выше средней по экономике: добывающая промышленность; производство кокса, нефтепродуктов, — отмечает эксперт Института отраслевых рынков и инфраструктуры РАНХиГС Павел Павлов. — А вот отрасли, в которых использование дополнительной единицы основных фондов позволяет получить повышенную экономическую отдачу: текстильное и швейное производство, выпуск кожи, изделий из кожи и производство обуви, металлургическое производство и выпуск готовых металлических изделий, торговля, строительство».

Важная деталь: данный вариант не подразумевает плановое распределение факторов производства. Предполагается, что рассматриваемая аллокация труда и капитала может сформироваться под действием рыночных сил, а также мер отраслевой экономической политики.

Основным источником трудовых ресурсов для других отраслей российской экономики в этом модельном сценарии могут стать отрасли торговли (–1,7 млн человек) и сельского хозяйства (–0,4 млн человек), что потребует увеличения объема основных фондов в указанных секторах на 37,3 и 8,5% соответственно.

Существенный прирост основных фондов потребуется обеспечить в строительстве, производстве транспортных средств и оборудования, производстве кокса, нефтепродуктов, текстильном и швейном производстве.

«В рамках рассматриваемого варианта выполнение Указа Президента страны № 204, в части роста производительности труда на величину 5% в год, может быть обеспечено лишь в небольшой части отраслей российской экономики, включая базовые несырьевые отрасли, — комментирует ситуацию руководитель Научного направления „Реальный сектор“ Института экономической политики им. Егора Гайдара Георгий Идрисов. — Своего рода флагманами увеличения производительности труда могут стать производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, металлургическое производство и выпуск готовых металлических изделий (+8,8%), производство машин и оборудования (+6,8%), производство транспортных средств и оборудования (+6,7%), текстильное и швейное производство (+6,3%), строительство (+5,2%)».

ТЭК может сбавить темпы роста

Ученые Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) в целевом прогнозе развития нашей экономики также подчеркивают, что ускорение экономической динамики должно основываться на адекватном повышении производительности труда. Ее темпы на крупных и средних предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики должны ускориться до 6—6,5% в конце периода. В среднем за 2018—2024 гг. динамика производительности труда в передовых секторах достигнет 5,3%, а по экономике в целом — 3,1%.

Интенсивный рост производительности труда, в свою очередь, будет способствовать повышению зарплат работников, причем без существенного давления на финансы компаний. Соотношение темпов прироста реальной заработной платы и производительности труда по экономике в целом составит около 1,2. Реальные зарплаты за прогнозный период возрастут на 28%, реальные располагаемые доходы — на 27%, а потребление домашних хозяйств — на 31%.

Стоит отметить, что в рамках целевого прогноза ЦМАКП прирост розничного товарооборота за 2019—2024 гг. оценивается довольно высоко (на 28%). Это связано с более оптимистичными гипотезами относительно роста доходов населения и развития потребительского кредитования, вытекающими из более благоприятных прогнозов роста российской экономики и внешнеэкономической конъюнктуры. В результате опора экономического роста на расширение потребительского спроса также значительна (соотношение темпов прироста розничного товарооборота и ВВП составит 1,2).

«По видам экономической деятельности выделяются группы лидеров роста, „середняков“ и аутсайдеров, — замечает руководитель направления „Макроэкономика“ ЦМАКП Дмитрий Белоусов. — К группе лидеров относятся машиностроительные производства (рост на 56—61%), ряд таких промежуточных производств, как металлургия (35%), химическое промышленность (46%), выпуск пластмассовых и резиновых изделий (50%), а также строительный комплекс: производство прочих неметаллических минеральных продуктов (37%), строительство (38%)».

Динамика производства по этим видам деятельности постепенно ускоряется и в основном заметно превышает темпы роста в среднем по экономике. Повышенный спрос на продукцию машиностроения, строительного комплекса и металлургии связан с модернизацией экономики и наращиванием строительства жилья.

К числу отраслей-лидеров также относятся предприятия химического комплекса, имеющего в России естественные конкурентные преимущества (наличие сырья, недорогой электроэнергии) и реализующие в ближайшие годы потенциал импортозамещения (в основном за счет достраивания производственных цепочек) и повышения экспорта.

К группе «середняков» относится значительное число видов экономической деятельности (рост на 20—35%), связанных с потребительским спросом, в том числе АПК, лесобумажный комплекс, не ориентированный на инвестиционный спрос, а также почти весь сектор услуг. Темпы роста по этим видам деятельности в целом повторяют общеэкономическую динамику.

К группе потенциальных аутсайдеров, по мнению экспертов ЦМАКП, следует отнести топливный комплекс и электроэнергетику. Темпы роста выпуска по этим видам деятельности будут существенно ниже, чем по экономике в целом. Стагнация в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых (рост на 5%) связана с постепенным исчерпанием ресурсов в традиционных регионах добычи, и труднодоступностью, и капиталоемкостью освоения новых регионов.

Медленный прирост производства нефтепродуктов (9%) во многом обусловлен повышением энергоэффективности транспорта, а также развитием общественного транспорта в крупных городах. Вялая динамика выпуска в электроэнергетике (+13%) объясняется ростом энергоэффективности российской экономики.