152 трлн руб. инвестиций необходимы для развития несырьевых отраслей

| статьи | печать

Для успешного развития несырьевого сектора отечественной экономики нужны инвестиции в размере 152 трлн руб. в период до 2035 г., считают авторы «дорожной карты» «Устойчивый рост несырьевого сектора экономики России». Документ был подготовлен межведомственной рабочей группой, работу которой координировал Институт экономики роста (ИЭР) им. П.А. Столыпина.

Проблемы выхода национальной экономики из рецессии возникали во многих странах мира и на разных этапах экономического развития. В международной практике наработан довольно богатый опыт структурного изменения государственной экономической политики и перехода от модели, провоцирующей стагнацию, к модели, обеспечивающей рост. Эксперты ИЭР проанализировали ключевые экономические стратегии крупнейших экономик мира, которые во многом имели схожий характер. Международный опыт активно использовался при подготовке «дорожной карты» с учетом особенностей существующей структуры отечественной экономики и наших возможностей пространственного развития.

«Дорожная карта» предполагает стимулирование развития приоритетных отраслей несырьевого сектора экономики с помощью инвестиций в кластерные проекты. В перечень приоритетных отраслей вошли экономика простых вещей (малые и средние предприятия, производящие товары потребительского рынка), доступный энергоэффективный дом, «3+ передел» — переработка нефти, газа, леса, черных и цветных металлов, другого сырья. Кроме того, сюда включены технологическая безопасность, транспорт, индустрия гостеприимства, зеленая среда и сельское хозяйство, индустрия здоровья и цифровая экономика.

Под кластером создатели «дорожной карты» понимают совокупность компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и кооперационными связями в сфере производства и реализации товаров и услуг.

Отличие кластеров от форматов особых экономических зон и территорий опережающего развития, по словам бизнес-омбудсмена Бориса Титова, состоит в том, что в их основе лежит принцип объединения участников в соответствии с цепочками кооперации и отсутствие жесткой географической привязки к одной площадке.

Для бизнеса использование кластеров означает экономию затрат и снижение издержек за счет эффективной кооперации участников. Для территорий — открывает возможности как для общего повышения инвестиционной привлекательности, так и для ускорения развития малого и среднего предпринимательства.

Базовые инструменты для обеспечения роста экономики России, по мнению Б. Титова, аналогичны международной практике и давно обсуждаемы: доступ к капиталу, стимулирующая налоговая политика, разумная система тарифов, умеренно заниженный валютный курс, подавление только «немонетарной инфляции», сокращение регуляторных издержек, стимулирование спроса, обеспечение экономики профессиональными кадрами.

«По нашим оценкам, совокупный объем инвестиций, которые за весь период должны перейти в эти сектора экономики, составляет примерно 152 трлн руб., — отметил замдиректора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв на пресс-конференции в ТАСС. — Из этого порядка одной пятой — это господдержка, то есть те инвестиции, которые так или иначе приходят при помощи государства».

Такой мощный поток инвестиций, по оценкам Столыпинского института, может ускорить рост экономики России до 5—6% в год. Эксперты Института экономики роста полагают, что предлагаемые изменения в государственной экономической политике позволят выполнить показатели майского указа президента Владимира Путина, связанные с ускорением развития отечественной экономики.