Поправки в закон о ККТ: с 3 июля работаем по-новому

| статьи | печать

Президент РФ подписал Федеральный закон от 03.07.2018 № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 192-ФЗ). Он опубликован 3 июля 2018 г. на официальном интернет-портале правовой информации, и с этой даты, за исключением отдельных положений, вступил в силу (п. 1 ст. 4 Закона № 192-ФЗ). Документ содержит большое число поправок в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее — Закон № 54-ФЗ). В этом материале мы расскажем о тех изменениях, которые касаются организаций и индивидуальных предпринимателей.

Расширено понятие «расчеты»

Понятие «расчеты» содержится в ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ. Ранее в ней говорилось о приеме или выплате денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги. Теперь речь идет о наличных и безналичных расчетах.

Кроме того, в понятие «расчеты» включены:

  • прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов;

  • зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов;

  • предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги;

  • прием интерактивных ставок.

Отметим, что, так же как и раньше, к расчетам относятся прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.

В связи с расширением понятия «расчеты» изменено название Закона № 54-ФЗ. Из него убрано упоминание о наличных денежных расчетах и расчетах с использованием электронных средств платежа. Теперь закон называется «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

Чек ККТ при безналичных расчетах

При безналичных расчетах за товары (работы, услуги) кассовый чек может передаваться покупателю (клиенту) одним из следующих способов:

  • в электронной форме на абонентский номер или адрес электронной почты, предоставленные покупателем (клиентом), не позднее момента передачи товара (подп. 1 п. 5.3 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ);

  • на бумажном носителе вместе с товаром (если расчеты осуществляются без направления чека в электронной форме) (подп. 2 п. 5.3 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ);

  • на бумажном носителе при первом непосредственном взаимодействии клиента и пользователя (его представителя) при расчетах за работы и услуги (если не направляется чек в электронной форме) (подп. 3 п. 5.3 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).

Расчеты в безналичном порядке без непосредственного взаимодействия с покупателем (клиентом) с применением устройств, подключенных к интернету, осуществляются в том же порядке, как и расчеты с использованием электронного средства платежа. То есть покупателю (клиенту) на его абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные им до совершения расчетов, направляется кассовый чек (бланк строгой отчетности) в электронной форме. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе можно не печатать (п. 5 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).

Чек ККТ при расчетах с физическими лицами

Установлены особенности формирования кассового чека при расчетах в виде зачета или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами:

  • за услуги в сфере культурно-массовых мероприятий;

  • услуги перевозки пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа;

  • услуги связи;

  • услуги в электронной форме, указанные в ст. 174.2 НК РФ (оказание иностранными организациями услуг в электронной форме через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через Интернет, автоматизированно с использованием информационных технологий);

  • иные услуги, определенные Правительством РФ.

В этих случаях пользователем может быть сформирован один кассовый чек (бланк строгой отчетности), содержащий сведения обо всех таких расчетах, совершенных в течение суток либо за расчетный период, не превышающий календарного месяца или установленный законодательством РФ (но не позднее первого рабочего дня, следующего за днем окончания расчетного периода), без выдачи (направления) кассового чека (бланка строгой отчетности) клиенту (подп. 2.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).

В случае безналичных расчетов в виде зачета или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами в полном объеме, покупателям (клиентам) могут направляться кассовые чеки в электронной форме без выдачи бумажных кассовых чеков (подп. 2.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).

Реквизиты кассового чека

В перечень обязательных реквизитов кассового чека и бланка строгой отчетности добавлен QR-код (п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ).

Для некоторых расчетов установлены дополнительные реквизиты кассового чека и бланка строгой отчетности. Они должны применяться с 1 июля 2019 г. (п. 2 ст. 4 Закона № 192-ФЗ).

Так, при наличных расчетах или с предъявлением электронных средств платежа между организациями и (или) ИП в чеке дополнительно нужно указывать (п. 6.1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ):

  • наименование покупателя (клиента) (наименование организации, ФИО индивидуального предпринимателя);

  • ИНН покупателя (клиента);

  • сведения о стране происхождения товара (при осуществлении расчетов за товар);

  • сумму акциза (если применимо);

  • регистрационный номер таможенной декларации (при осуществлении расчетов за товар) (если применимо).

При получении страховой премии или при страховой выплате в чеке должны быть дополнительно приведены (п. 6.2 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ):

  • наименование клиента или страхователя (наименование организации, ФИО предпринимателя или физического лица);

  • ИНН клиента или страхователя (при отсутствии у физического лица ИНН — серия и номер паспорта такого физического лица).

Особенности применения ККТ

Скорректирован перечень случаев, приведенный в п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, когда организации и индивидуальные предприниматели имеют право не применять кассовую технику. В частности, уточнено, что освобождение в части продажи газет и журналов в киосках распространяется только на газеты и журналы на бумажном носителе. Из перечня с 1 июля 2019 г. исключается продажа водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте (п. 2 ст. 4 Закона № 192-ФЗ).

В части разносной торговли продовольственными и непродовольственными товарами установлено, что освобождение действует при осуществлении такой торговли вне стационарной торговой сети. Оно касается разностной торговли с рук, из ручных тележек, корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров, в том числе в пассажирских вагонах поездов и на борту воздушных судов. К товарам, на разностную торговлю которыми не распространяется освобождение, отнесены товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации. В перечень включена торговля в киосках молоком и питьевой водой.

Уточнено, что не применять ККТ можно в административных центрах муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района, относящихся к отдаленным или труднодоступным местностям, указанным в соответствующем перечне Правительства РФ (п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Разрешено использовать ККТ без передачи фискальных данных в налоговый орган на территориях военных объектов, объектов органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внешней разведки (п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Установлено, что ККТ не применяется при расчетах в безналичном порядке между организациями и (или) ИП, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением (п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Освобождены от применения ККТ расчеты по оплате парковки, при условии, что деньги по каждому расчету перечисляются не позднее пяти рабочих дней со дня их получения на счет территориального органа Федерального казначейства. Информацию об организациях, принимающих плату за парковку, орган государственной власти субъекта РФ доводит до сведения налоговиков в течение пяти рабочих дней со дня наделения данных организаций соответствующими полномочиями (п. 10 ст. 2 Закона № 54-ФЗ);

При расчетах со страхователями с участием страховых агентов, не являющихся организациями или ИП и действующих от имени и за счет страховщика, страховщик использует ККТ при получении денежных средств от такого страхового агента с направлением кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме страхователю (п. 11 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Могут не применять ККТ государственные и муниципальные библиотеки, а также библиотеки РАН, других академий, НИИ, образовательных организаций при оказании в помещениях указанных библиотек платных услуг населению, связанных с библиотечным делом. Перечень таких услуг утверждается Правительством РФ (п. 12 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Организации и индивидуальные предприниматели вправе не применять ККТ и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 1 июля 2019 г. при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются ИП:

  • в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа);

  • при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт;

  • при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов;

  • при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг;

  • при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги (п. 4 ст. 4 Закона № 192-ФЗ).

ККТ при применении ПСН

Законодатели пересмотрели требования к применению ККТ предпринимателями на ПСН. Обязанность по использованию ККТ остается только у бизнесменов, занятых следующими видами предпринимательской деятельности:

  • парикмахерские и косметические услуги (подп. 3 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);

  • ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, часов, ремонт и изготовление металлоизделий (подп. 6 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);

  • техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования (подп. 9 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);

  • оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом (подп. 10 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);

  • оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом (подп. 11 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);

  • ветеринарные услуги (подп. 18 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);

  • проведение занятий по физической культуре и спорту (подп. 28 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);

  • оказание услуг по перевозке пассажиров водным транспортом (подп. 32 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);

  • оказание услуг по перевозке грузов водным транспортом (подп. 33 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);

  • ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты (подп. 37 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);

  • занятие медицинской или фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности (подп. 38 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);

  • услуги по прокату (подп. 40 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);

  • розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли (подп. 45 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);

  • розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети (подп. 46 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);

  • услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 кв. м по каждому объекту организации общественного питания (подп. 47 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);

  • услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей (подп. 48 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);

  • производство молочной продукции (подп. 53 п. 2 ст. 346.43 НК РФ)

  • товарное и спортивное рыболовство и рыбоводство (подп. 56 п. 2 ст. 346.43 НК РФ)

  • ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования (подп. 63 п. 2 ст. 346.43 НК РФ).

Такие бизнесмены (за исключением занятых розничной торговлей и общественным питанием (подп. 45—48 п. 2 ст. 346.43 НК РФ)) вправе не применять ККТ только до 1 июля 2019 г. (п. 3 ч. 7.1 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Остальные предприниматели (которые не заняты в видах деятельности, установленных подп 3, 6, 9—11, 18, 28, 32, 33, 37, 38, 40, 45—48, 53, 56, 63 п. 2 ст. 346.43 НК РФ) освобождены от применения ККТ в рамках ПСН (п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Но только при условии, что они выдают покупателю (клиенту) документ, содержащий его наименование, порядковый номер, и реквизиты, установленные абз. 4—12 п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ. Это:

  • дата, время и место (адрес) расчета;

  • ФИО бизнесмена и его ИНН;

  • применяемая при расчете система налогообложения;

  • признак расчета (приход, возврат прихода, расход, возврат расхода);

  • наименование товаров (работ, услуг), платежа, выплаты, их количество, цена за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок;

  • сумма расчета;

  • форма расчета;

  • должность и ФИО лица, осуществившего расчет.

Регистрация ККТ

Ряд изменений претерпела ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ, которая устанавливает порядок регистрации, перерегистрации и снятия с регистрационного учета ККТ.

Так, в пункте 3 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ приведен порядок действий пользователя в случае, когда он допустил ошибку в сведениях, необходимых для формирования отчета о регистрации, и может исправить ее, сформировав отчет об изменении параметров регистрации. В такой ситуации пользователь после формирования отчета о регистрации вправе сформировать отчет об изменении параметров регистрации и передать в налоговые органы сведения, содержащиеся в нем, в порядке и сроки, которые предусмотрены для отчета о регистрации.

Продлен срок для формирования налоговым органом карточки регистрации ККТ и карточки о снятии ККТ с регистрационного учета. Он увеличен с пяти до десяти рабочих дней с даты подачи соответствующего заявления (п. 7 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ). Введено положение, что при одностороннем снятии налоговым органом ККТ с учета карточка о снятии ККТ с регистрационного учета направляется пользователю в течение пяти рабочих дней (п. 7 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

В новом п. 8.1 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ установлен порядок действий пользователя при поломке фискального накопителя, исключающей возможность считывания фискальных данных из его памяти. В течение пяти рабочих дней со дня такой поломки он должен подать заявление о снятии ККТ, в которой применялся данный накопитель, с регистрационного учета. Кроме того, пользователь предоставляет изготовителю фискальный накопитель для проведения его экспертизы и получения заключения изготовителя о причинах такой поломки. Изготовитель в течение 30 календарных дней со дня получения фискального накопителя направляет в адрес пользователя и налогового органа заключение по результатам экспертизы. Если изготовителем подтверждена возможность считывания данных со сломанного накопителя, пользователь в течение 60 календарных дней с даты подачи заявления о снятии ККТ с регистрационного учета должен подать в налоговый орган сведения, содержащиеся в фискальном накопителе. Экспертиза фискального накопителя, поломка которого произошла вследствие заводского брака, проводится изготовителем фискального накопителя на безвозмездной основе.

С одного месяца до 60 календарных дней продлен срок подачи пользователем в налоговый орган сведений из фискального накопителя в случае истечения срока действия ключа фискального признака и снятия в связи с этим ККТ с регистрационного учета налоговиками в одностороннем порядке (п. 16 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

В новом п. 18 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ установлено, что ККТ снимается налоговиками с учета в одностороннем порядке в случае внесения в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) сведений о прекращении деятельности юридического лица (физического лица в качестве предпринимателя).

Расчеты с использованием автоматического устройства

Изменено определение автоматического устройства для расчетов, данное в ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ. Из него исключены слова «с применением контрольно-кассовой техники». Теперь под автоматическим устройством для расчетов понимается устройство для осуществления расчета с покупателем (клиентом) в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя.

Не нужно применять ККТ в автоматических устройствах при расчетах, совершаемых исключительно монетой Банка России, за исключением автоматических устройств для расчетов, питаемых от электрической энергии (в том числе электрических аккумуляторов или батарей) (п. 1.1 п. 1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Можно не выдавать покупателю (клиенту) кассовый чек (бланк строгой отчетности) при расчетах с применением автоматических устройств:

  • с использованием электронных средств платежа за услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа (подп. 1 п. 5.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ);

  • при реализации товара через торговый автомат, на дисплее которого высвечивается QR-код, позволяющий покупателю осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (подп. 2 п. 5.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ). Положение об отображении на дисплее автоматического устройства для расчетов QR-кода применяются с 1 февраля 2020 г. (п. 3 ст. 4 Закона № 192-ФЗ).

Необходимым условием для невыдачи кассового чека является наличие на корпусе автоматического устройства легко читаемого заводского номера (п. 5.2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).