Обзор документов («Бухгалтерское приложение», № 15, 2018 г.)

| статьи | печать

Курортный сбор налогами не облагается

Налоговая служба письмом от 12.04.2018 № СД-4-3/6986@ поручила региональным управлениям ФНС России довести информацию о налогообложении операторов курортного сбора до нижестоящих налоговых органов.

Федеральным законом от 29.07.2017 № 214-ФЗ на территориях Республики Крым, Алтайского, Краснодарского и Ставропольского края с 1 мая 2018 г. региональным властям разрешено вводить курортный сбор. Его платят совершеннолетние отдыхающие лица, проживающие в гостиницах и иных объектах размещения более 24 часов. Собирают и перечисляют в бюджет курортный сбор организации или ИП, занимающиеся оказанием гостиничных услуг и размещением отдыхающих. Они признаются операторами курортного сбора.

Специалисты ФНС России разъяснили, что сумма курортного сбора, полученная от отдыхающих, не образует у оператора экономической выгоды. В связи с этим исполнение им обязанностей по сбору и перечислению в бюджет сумм курортного сбора не приводит к возникновению объекта налогообложения по налогу на прибыль (НДФЛ, единому налогу, уплачиваемому при применении УСН).

Сумма курортного сбора в стоимость проживания не входит. Следовательно, его уплата не связана с расчетами за проживание. Исходя из этого, налоговики указали, что суммы курортного сбора оператор в налоговую базу по НДС не включает.

Расширен перечень оборудования, по которому возможна ускоренная амортизация

Распоряжением Правительства РФ от 07.04.2018 № 622-р внесены изменения в перечень основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения наилучших доступных технологий.

С 1 января 2019 г. будет действовать подп. 5 п. 1 ст. 259.3 НК РФ. В соответствии с ним к основной норме амортизации можно применять специальный коэффициент, но не выше 2, в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к основному технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения наилучших доступных технологий. Перечень такого оборудования утвержден распоряжением Правительства РФ от 20.06.2017 № 1299-р. До внесения в него изменений он содержал в себе 246 позиций. Теперь он существенно расширен и включает в себя 583 позиции.

НДС с дополнительного программного обеспечения

Налоговики считают, что передача прав на дополнительное программное обеспечение освобождается от НДС.

К такому выводу пришли специалисты ФНС России в письме от 03.04.2018 № СД-4-3/6204@. Это связано с тем, что по общему правилу от обложения НДС освобождается передача исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также передача прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. Такой порядок предусмотрен в подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Налоговики отметили, что согласно п. 1 ст. 11 термины Гражданского кодекса, используемые в налоговом законодательстве, применяются в том значении, в каком они используются в этой отрасли законодательства. Соответственно, передача прав на программное обеспечение (в том числе на дополнительное программное обеспечение) освобождается от НДС при условии, что данная передача осуществляется на основании лицензионного договора, предусмотренного ст. 1235 ГК РФ.

Советы налоговиков по составлению НДС-декларации

В письме от 09.04.2018 № СД-4-3/6748@ специалисты налоговой службы дали свои рекомендации по заполнению раздела 7 декларации по НДС.

В разделе 7 декларации по НДС (утверждена приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@) отражаются операции, не подлежащие налогообложению по НДС. Однако порядок заполнения декларации не учитывает изменения, которые в конце прошлого года были внесены в главу 21 НК РФ федеральными законами от 27.11.2017 № 351-ФЗ и от 14.11.2017 № 316-ФЗ, в том числе и в части необлагаемых операций. Так, с этого года не облагаются НДС:

передача на безвозмездной основе органам госвласти регионов и органам местного самоуправления имущества, в том числе объектов незавершенного строительства, акционерным обществом, которое создано в целях реализации соглашений о создании ОЭЗ и 100% акций которого принадлежит РФ, и хозяйственными обществами, созданными с участием такого акционерного общества в указанных целях, являющимися управляющими компаниями ОЭЗ (подп. 16 п. 2 ст. 146 НК РФ);

операции по реализации материальных ценностей, выпускаемых из государственного материального резерва ответственным хранителям и заемщикам в связи с их освежением, заменой и в порядке заимствования в соответствии с Федеральным законом от 29.12.94 № 79-ФЗ.

До внесения в порядок заполнения декларации соответствующих изменений налоговики порекомендовали при составлении раздела 7 использовать следующие коды:

  • 1010828 — для операций, предусмотренных в подп. 16 п. 2 ст. 146 НК РФ;

  • 1011201 — для операций, указанных в подп. 34 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Доходы и расходы нового кредитора

В письме от 06.03.2018 № 03-03-06/1/14357 Минфин России рассказал, как в целях налога на прибыль учитывается операция по покупке права требования по договору займа.

В результате цессии к новому кредитору переходит право на проценты по договору займа (ст. 384 ГК РФ). В связи с этим финансисты указали, что проценты, начисленные с даты заключения договора цессии, цессионарий отражает в доходах.

Проценты по договорам займа, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, включаются в доходы на конец каждого месяца, вне зависимости от сроков их выплаты, установленных в договоре (п. 6 ст. 271 НК РФ). Минфин России разъяснил, что расходы по договору займа признаются цессионарием исходя из принципа равномерности и пропорциональности формирования доходов и расходов в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ. Таким образом, по мере исполнения должником своих обязательств, определенных на момент уступки права требования, цессионарий при определении налоговой базы по налогу на прибыль учитывает соответствующие доходы, а также расходы от покупки права требования пропорционально доходной составляющей.

Поощрительная выплата комиссионеру

С суммы, полученной за достижение плана продаж, комиссионер платит НДС. К такому выводу пришел Минфин России в письме от 16.03.2018 № 03-07-11/16393.

Комиссионер за вознаграждение реализует товары комитента на основании договора комиссии. В целях увеличения объемов продаж комитент установил план реализации и за его выполнение выплачивает комиссионеру премию.

При ведении деятельности в интересах другого лица на основе договора комиссии налоговая база по НДС определяется как сумма дохода комиссионера в виде вознаграждения (п. 1 ст. 156 НК РФ). Кроме того, согласно подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Исходя из этих норм налогового законодательства, Минфин России пришел к выводу, что суммы поощрительной выплаты за достижение плана продаж, устанавливаемого комитентом, включаются комиссионером в налоговую базу по НДС.

Арендованный офис для переговоров

В письме от 10.04.2018 № 03-02-07/1/23401 финансисты пришли к выводу, что офис, который компания арендует исключительно для проведения переговоров с партнерами, признается обособленным подразделением организации.

По мнению Минфина России, тот факт, что в офисе для переговоров компания не планирует создавать постоянные рабочие места и сотрудники будут находиться в нем эпизодически, не мешает признать такой офис обособленным подразделением. Приведем логику рассуждений финансистов.

Обособленным подразделением признается любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 НК РФ). Рабочим признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ). А вот что следует понимать под оборудованием стационарного рабочего места, в законодательстве ничего не сказано. Суды считают, что под этим подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения работника на стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения (постановления ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2007 по делу № А26-11293/2005, Северо-Кавказского округа от 21.09.2006 № Ф08-4234/2006-1814А).