Deloitte призывает руководителей корпораций всех стран объединяться

| статьи | печать

Представлено новое исследование глобального офиса Deloitte, посвященное анализу международных тенденций в сфере человеческого капитала в 2018 г. Авторы отмечают, что в этом году приоритеты будут смещаться в сторону командной работы высшего руководства по стратегическим вопросам, связанным с привлечением необходимых специалистов, повышением лояльности клиентов и поддержанию долгосрочного роста компании. Еще они ожидают рождение социально-ответственного бизнеса, поскольку социальная ответственность организаций перед обществом станет ключевым фактором развития бизнеса. Во многом новые тенденции связаны с развитием роботизации производств. Аналитики подчеркивают, что три четверти руководителей компаний и корпораций считают технологии искусственного интеллекта одной из важнейших тем на повестке дня своих организаций.

В исследовании утверждается, что обеспокоенность проблемами автоматизации, старение рабочей силы, рост потребностей в навыках нового типа и дефицита на рынках труда ставят перед компаниями неотложную задачу по объединению усилий высшего руководства с целью повышения социальной роли бизнеса. «Мы анализируем рост ожиданий общества в отношении бизнеса, а также темпы, с которыми новые технологии приводят к изменениям приоритетов организаций в сфере человеческого капитала», — пишут аналитики.

От бизнеса ждут, что он возьмет социальную инициативу на себя

В работе Deloitte говорится, что организации все чаще сталкиваются с ситуацией, когда от них ожидают вклада в общественное благо за счет возможностей, которыми они располагают. Это относится как к внешнему окружению компаний (клиенты, местное сообщество и общество в целом), так и к внутрикорпоративной среде (сотрудники). По-настоящему социально ответственные компании для решения важнейших проблем общества реализуют подход, который охватывает все заинтересованные группы и таким образом позволяет организациям поддерживать свою репутацию и сохранять значимость.

От бизнеса все чаще требуют реализации принципа социальной ответственности и содействия в решении важнейших социальных проблем, поэтому этот принцип должен стать центральной частью имиджа и миссии организации, утверждают исследователи. Они подкрепляют свои выводы результатами опросов: 77% респондентов считают социальную ответственность важным или очень важным компонентом. 76% респондентов, что бизнес должен выступать проводником положительных социальных перемен. Однако только 18% компаний считают социальную ответственность приоритетной задачей в рамках своей корпоративной стратегии. В то же время 34% опрошенных сообщили о том, что в их компаниях крайне мало программ в сфере социальной ответственности, а если такие программы есть, они имеют низкий уровень финансирования. Еще 22% отметили полное отсутствие таких программ.

Рынок труда стареет

Сегодня рост продолжительности жизни ставит вопрос о продлении трудовой деятельности и влиянии фактора старения на экономку и государственную политику. По мнению 15% респондентов, сотрудники более старшего возраста рассматриваются в организациях как фактор, препятствующий притоку новых сил. Несмотря на конкурентные преимущества специалистов более старшего возраста и отмечающееся во всем мире старение рынка труда, 49% респондентов сообщили о том, что их компании не предпринимают никаких действий для того, чтобы помочь работникам более старшего возраста найти новую карьерную траекторию по мере старения. При этом еще 15% сообщили о том, что сотрудники старшего возраста рассматриваются как препятствие для найма молодых специалистов. «Однако пока старые кадры продолжают оставаться незадействованным источником знаний и опыта, которые социально ответственные компании могут обратить себе на пользу», — полагают исследователи.

В центре внимания социально ориентированных организаций находится вопрос об использовании альтернативных источников рабочей силы, говорится в работе. К 2020 г. 37% респондентов ожидают роста объемов привлечения работников на основе временных договоров, 23% говорят о более активном привлечении фрилансеров, еще 13% — об увеличении числа исполнителей, привлекаемых на проектной основе (так называемые gig workers). Несмотря на ожидающийся рост использования альтернативных источников кадрового обеспечения, только 16% респондентов сообщили о наличии в своих компаниях соответствующих политик по управлению кадровым разнообразием.

Роботы наступают

В работе Deloitte рассказывается, что за прошедший год под пристальное внимание организаций попала тема изменений в рабочей среде, вызванных автоматизацией. Руководство стало задумываться, каким образом эти изменения отразятся на персонале. Исследование показало, что из десяти компаний каждая четвертая считает, что автоматизация окажет существенное влияние на рабочие места, 61% организаций уже приступили к их активному перепроектированию с учетом использования технологий роботизации и искусственного интеллекта. 72% руководителей кадровых служб и руководителей компаний оценивают искусственный интеллект как область, имеющую высокую или очень высокую степень важности.

Традиционная модель построения карьеры утрачивает свою работоспособность. 47% опрошенных рассматривают развитие новых моделей и навыков как очень важную область. Более 54% респондентов сообщили о полном отсутствии в своих организациях каких-либо программ по формированию навыков, необходимых для успешной работы в будущем, и только 18% уверены, что они предлагают своим сотрудникам возможности для самостоятельного развития. Для реализации роли проводника перемен социально ответственным организациям надо разрабатывать и внедрять устойчивые решения, направленные на сокращение растущего дефицита необходимых навыков.

По мнению исследователей, организациям следует пересмотреть свой подход к вложению средств в индивидуальное развитие персонала. 43% респондентов сообщили, что обеспечение здоровья и благополучия сотрудников дополнительно способствует реализации миссии их организаций. Участники опроса также отметили, что это позволяет повысить эффективность удержания сотрудников (60%), производительность труда и улучшить конечный финансовый результат (61%). В то же время только 3% компаний считают, что их системы вознаграждения обеспечивают высокоэффективную мотивацию сотрудников. «Социально ответственным организациям нового типа необходимо рассмотреть возможность более частого использования вознаграждений и других средств поощрения, таких как отпуск или списание задолженности по кредитам на обучение», — резюмируют аналитики.

В развитие каких навыков стоит вкладывать силы и средства

Руководители ожидают роста спроса на такие навыки человека, как решение сложных задач (63%), когнитивные способности (55%) и навыки общения и взаимодействия (52%). 70% респондентов полагают, что в будущем сотрудники будут больше использовать платформы для совместной работы, и 67% ожидают роста популярности рабочих социальных сетей. 47% организаций отмечают высокую важность обеспечения производительности труда в условиях мультикоммуникационной среды.

Кадровая аналитика перемещается в центр внимания высшего руководства: 47% респондентов рассматривают эту область как важную или очень важную, но только 10% считают свои компании очень хорошо подготовленными к решению соответствующих задач. 64% компаний активно управляют рисками юридической ответственности, связанными с данными о сотрудниках. Но только 22% располагают высокоэффективными процессами обеспечения защиты данных. Таким образом, отсутствие перспективного управления может привести к возникновению дополнительных рисков для организации как социально ответственного института.

Начальникам пора учиться коллективизму

Исследователи доказывают, что только совместные и хорошо скоординираванные действия руководителей компаний и корпораций могут помочь в решении новых сложных задач. Иан Коулберн, главный исполнительный директор компании «Делойт, СНГ» рассказывает, что в числе наиболее важных тенденций 81% респондентов в России и 85% в мире отметили объединение высшего руководства компаний для решения стратегических задач внутри предприятия, а также для выстраивания социально ответственного бизнеса. «Компании продолжат развивать программы для разных поколений сотрудников, создавать цифровые рабочие места, реализовывать более гибкую политику в отношении компенсаций и льгот, а также применять роботизацию и искусственный интеллект», — добавляет И. Коулберн.

Также исследование показало, что в среднем 33% респондентов из России следуют общемировым тенденциям на рынке труда.

Опрос показал, что для организаций, в которых руководители высшего звена сотрудничают друг с другом на регулярной основе, вероятность не менее чем десятипроцентного роста на одну треть выше, чем в случае компаний, руководители которых работают изолированно друг от друга. Но несмотря на необходимость дальнейшего развития организаций, 73% респондентов отмечают нерегулярность совместной работы руководства.