Коротко о важном («ЭЖ Вопрос-ответ», № 1, 2018г.)

| статьи | печать

Нулевая ставка НДС

В соответствии с новым п. 7 ст. 164 НК РФ налогоплательщики могут отказаться от нулевой ставки и применять ставку НДС 18% (10%) при экспорте товаров, а также выполнении работ (оказании услуг), связанных с их перевозкой (транспортировкой). Для этого не позднее первого числа налогового периода, с которого предполагается не использовать нулевую ставку, нужно подать в налоговый орган по месту учета соответствующее заявление. Срок применения налоговых ставок, предусмотренных таким заявлением, должен составлять не менее 12 месяцев. При этом не допускается использование разных налоговых ставок (0 или 18% (10%)) в зависимости от того, кто является покупателем соответствующих товаров (работ, услуг).

Расширено число случаев применения нулевой ставки. Так, она будет использоваться при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта, если ранее эти товары помещались под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, свободной таможенной зоны или свободного склада (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для перевозки экспортируемых товаров облагается по нулевой ставке вне зависимости от того, на каком праве у налогоплательщика находятся подвижной состав и контейнеры (подп. 2.1 и 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ).

В новых подп. 6 и 7 п. 1 ст. 165 НК РФ установлены перечни документов, представляемых для подтверждения права на применение нулевой ставки при реэкспорте товаров и при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях.

(Федеральный закон от 27.11.2017 № 350-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)

Расходы на покупку ККТ

В главы 26.3 и 26.5 НК РФ внесены поправки, предусматривающие для индивидуальных предпринимателей налоговый вычет по расходам на приобретение ККТ.

Так, статья 346.32 НК РФ дополнена новым подп. 2.2. В соответствии с ним индивидуальные предприниматели, применяющие ЕНВД, могут уменьшить сумму единого налога, исчисленного с учетом п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ, на расходы по приобретению ККТ в размере не более 18 000 руб. на каждый экземпляр. Такое уменьшение осуществляется:

— предпринимателями, имеющими наемных работников и занимающимися розничной торговлей и (или) оказанием услуг общественного питания, — за налоговые периоды 2018 г.;

— остальными бизнесменами — за налоговые периоды 2018 и 2019 гг.

Уменьшение налога осуществляется не ранее налогового периода, в котором была зарегистрирована соответствующая ККТ.

Аналогичный налоговый вычет по расходам на приобретение ККТ (не более 18 000 руб. на каждый экземпляр) предусмотрен и для бизнесменов на ПСН. В соответствии с новым п. 1.1 ст. 346.51 НК РФ уменьшение налога производится:

— предпринимателями, имеющими наемных работников и занимающимися розничной торговлей и (или) оказанием услуг общественного питания, — за налоговые периоды, которые начинаются в 2018 г. и завершаются после регистрации ККТ;

— остальными бизнесменами — за налоговые периоды, которые начинаются в 2018 и 2019 гг. и завершаются после регистрации ККТ.

Если ИП получил в соответствующих периодах несколько патентов и при исчислении налога по одному из них расходы по приобретению ККТ (в пределах установленного ограничения 18 000 руб. на один экземпляр) превысили сумму этого налога, то он вправе уменьшить сумму налога, исчисленную по другому (другим) патенту (патентам), на сумму указанного превышения.

Чтобы уменьшить налог, бизнесмен, применяющий ПСН, должен направить в налоговый орган, куда уплачивается налог, уведомление об уменьшении суммы налога. Форму такого уведомления должна утвердить ФНС России. До ее утверждения уведомление подается в произвольной форме с обязательным указанием:

— ФИО, ИНН плательщика;

— номера и даты патента, в отношении которого производится уменьшение суммы налога;

— сроков уплаты уменьшаемых платежей и суммы расходов по приобретению ККТ, на которые они уменьшаются;

— модели и заводского номера ККТ.

Если на момент подачи уведомления сумма налога уже уплачена без уменьшения ее на расходы по приобретению ККТ, сумма переплаты подлежит возврату в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.

(Федеральный закон от 27.11.2017 № 349-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»)

Расширен перечень необлагаемых доходов

Согласно поправкам, внесенным в главу 25 НК РФ, при расчете налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы:

— в виде прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные по заказу Фонда перспективных исследований и переданные безвозмездно лицам, указанным в п. 1 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 16.10.2012 № 174-ФЗ «О Фонде перспективных исследований» (подп. 3.8 п. 1 ст. 251 НК РФ, положения данной нормы распространяются на правоотношения, возникшие с 1 декабря 2016 г.);

— в виде средств, полученных общественными спортивными лигами от организаторов азартных игр в букмекерских конторах на основании соответствующих соглашений, при условии, что данные средства используются в сроки и на цели, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (подп. 56 п. 1 ст. 251 НК РФ).

При этом расходы, осуществленные за счет средств, указанных в подп. 56 п. 1 ст. 251 НК РФ, также не учитываются для целей налогообложения прибыли. Данное положение теперь содержится в новом п. 48.23 ст. 270 НК РФ.

(Федеральный закон от 27.11.2017 № 344-ФЗ «О внесении изменений в статьи 251 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)

Система tax free

В соответствии с поправками, внесенными в главу 21 НК РФ, иностранные граждане из стран, не входящих в ЕАЭС, смогут при выезде из России вернуть НДС, уплаченный ими при приобретении товаров в отдельных организациях торговли, включенных в перечень, утверждаемый Минэкономразвития России. Включение в перечень осуществляется на основании заявления, при условии расположения организации торговли в местах, установленных Правительством РФ, и ее соответствия критериям отбора, определяемым Правительством РФ. Услуга по возврату иностранным гражданам НДС облагается НДС по ставке 0%. Для обоснованности ее применения организация торговли должна представить в налоговый орган реестр документов (чеков) для возврата налога.

Суммы возвращенного налога организация торговли сможет принять к вычету на основании документов (чеков) с отметкой таможенного органа. Согласно новому подп. 8.7 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки налоговой декларации по НДС налоговики смогут истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения вышеуказанных вычетов.

(Федеральный закон от 27.11.2017 № 341-ФЗ «О внесении изменений в статью 88 части первой и главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)

Новая категория налоговых агентов

С 1 января 2018 г. утратил силу подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ. Напомним, что эта норма Кодекса освобождала от обложения НДС операции по реализации лома и отходов черных и цветных металлов. Таким образом, теперь при продаже металлолома нужно будет платить НДС. Но исчислять и уплачивать его должны не продавцы, а покупатели, которые признаются налоговыми агентами по НДС. Такое правило теперь содержится в новом п. 8 ст. 161 НК РФ. Кроме того, все в том же п. 8 ст. 161 НК РФ обязанности налоговых агентов по НДС возложены на покупателей алюминия вторичного и его сплавов, а также на покупателей сырых шкур животных.

(Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»)

Бюджетные субсидии

С 1 января 2018 г. уточнены положения, касающиеся восстановления сумм НДС по товарам (работам, услугам) при получении бюджетных средств на возмещение затрат, связанных с оплатой товаров (работ, услуг). Соответствующие изменения внесены в подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ.

В прежней редакции названной нормы Кодекса было сказано, что восстанавливать налог, ранее принятый к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, нужно при получении из бюджетов субсидий на возмещение затрат (включая налог), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога. Согласно новой редакции данной нормы восстанавливать НДС нужно не только при получении субсидий, но и при получении бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг). Помимо этого, уточнено, что восстановление НДС осуществляется независимо от факта включения суммы налога в субсидии и (или) бюджетные инвестиции на возмещение затрат.

В подпункте 6 п. 3 ст. 170 НК РФ теперь прописано, что при частичном возмещении затрат восстановлению подлежит сумма налога, принятая к вычету, в соответствующей доле. Эта доля определяется исходя из стоимости товаров (работ, услуг) без учета налога, приобретенных за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, в общей стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) без учета налога.

(Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»)

«Правило пяти процентов»

Если налогоплательщик осуществляет как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции, он должен вести раздельный учет сумм «входного» НДС. Это предусмотрено п. 4 ст. 170 НК РФ. В этой же норме установлено так называемое «правило пяти процентов». Оно заключается в том, что, если доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов, налогоплательщик может не применять положения п. 4 ст. 170 НК РФ. В этом случае суммы «входного» НДС подлежат вычету.

Многие компании воспринимали вышеуказанные положения действующей редакции п. 4 ст. 170 НК РФ таким образом, что при соблюдении «правила пяти процентов» можно не вести раздельный учет и весь «входной» НДС, в том числе и по товарам (работам, услугам), которые использованы в не облагаемых НДС операциях, принимать к вычету. Однако Верховный суд РФ в Определении от 12.10.2016 № 305-КГ16-9537 указал, что «правило пяти процентов» применяется только к товарам (работам, услугам), одновременно используемым как в облагаемой, так и в необлагаемой деятельности. Если же товары (работы, услуги) используются только в необлагаемой деятельности, НДС по ним должен учитываться в стоимости этих товаров (работ, услуг) независимо от соблюдения условий «правила пяти процентов». Такой же позиции придерживаются Минфин России (письмо от 05.10.2017 № 03-07-11/65098) и налоговики (п. 12 письма ФНС России от 23.12.2016 № СА-4-7/24825@).

С 1 января 2018 г. такая позиция прямо предусмотрена в Налоговом кодексе. Согласно поправкам, внесенным в п. 4 ст. 170 НК РФ, «правило пяти процентов» применяется только к товарам (работам, услугам), которые одновременно используются в облагаемых и не облагаемых НДС операциях. Таким образом, и в случае соблюдения условий «правила пяти процентов» налогоплательщик должен вести раздельный учет сумм «входного» НДС и учитывать налог, предъявленный по товарам (работам, услугам), использованным в необлагаемой деятельности, в стоимости этих товаров (работ, услуг).

(Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»)

Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль

В главу 25 НК РФ введено понятие «инвестиционный налоговый вычет».

Порядок его применения установлен в новой ст. 286.1 НК РФ. В этой норме сказано, что организация имеет право уменьшить суммы налога на прибыль (авансового платежа) на суммы инвестиционного налогового вычета. Его размер в части регионального налога на прибыль составляет не более 90% суммы расходов текущего периода на приобретение, сооружение, изготовление, доставку основных средств и доведение их до состояния, пригодного для эксплуатации, и не более 90% расходов текущего периода на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение основных средств. Аналогичный порядок предусмотрен и в части федерального налога на прибыль. Только его размер не должен быть более 10% вышеназванных расходов.

Инвестиционный вычет предоставляется в отношении основных средств, относящихся к третьей — седьмой амортизационным группам. Если организация воспользовалась таким вычетом, то она теряет право на использование амортизационной премии по основным средствам, к которым применен вычет.

(Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»)

Налогообложение материальной выгоды

Определены условия, при которых материальная выгода от экономии на процентах облагается НДФЛ.

Установлено, что материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, для целей НДФЛ признается доходом при соблюдении в отношении такой экономии хотя бы одного из следующих условий:

— соответствующие заемные (кредитные) средства получены от организации или индивидуального предпринимателя, которые признаны взаимозависимым лицом налогоплательщика либо с которыми он состоит в трудовых отношениях;

— такая экономия фактически является материальной помощью либо формой встречного исполнения организацией или индивидуальным предпринимателем обязательства перед налогоплательщиком, в том числе оплатой (вознаграждением) за поставленные налогоплательщиком товары (выполненные работы, оказанные услуги).

(Федеральный закон от 27.11.2017 № 333-ФЗ «О внесении изменений в статью 212 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)

Внесены изменения в перечень офшорных зон

Перечень офшорных зон, утвержденный приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н, необходим для целей налогообложения прибыли. Согласно подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ он применяется для определения возможности использования нулевой ставки по налогу на прибыль к доходам, полученным в виде дивидендов российской организацией, которая в течение не менее 365 дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом в уставном капитале выплачивающей дивиденды организации.

Из этого перечня исключен специальный административный район Гонконг (Сянган). Это связано с тем, что между Правительством РФ и Правительством специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики 18 января 2016 г. заключено соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы. Согласно разъяснениям, данным в письме Минфина России от 09.08.2016 № 03-08-06/46561, соглашение вступило в силу 29 июля 2016 г. и применяется в России с 1 января 2017 г.

(Приказ Минфина России от 02.11.2017 № 175н «О внесении изменения в Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2007 г. № 108н», зарегистрирован в Минюсте России 20.11.2017 № 48956, вступил в силу с 1 января 2018 г.)