Верховный суд РФ разъяснил, как заключать трудовые и гражданско-правовые договоры с бывшими госслужащими

| статьи | печать

Последние месяцы 2017 г. оказались богаты на разъяснения высшей судебной инстанции по различным вопросам правоприменения. Пленум Верховного суда РФ рассмотрел и утвердил сразу несколько постановлений, одно из которых разъясняет вопросы привлечения к административной ответственности работодателей, а также заказчиков работ и услуг за привлечение к трудовой деятельности бывшего или действующего госслужащего с нарушением требований антикоррупционного законодательства об уведомлении об этом его бывшего нанимателя по месту службы.

Статья 19.29 КоАП РФ устанавливает административную ответственность работодателя или заказчика работ (услуг) за привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг действующего или бывшего госслужащего с нарушением требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон № 273-ФЗ). Различные вопросы, возникающие при рассмотрении судами дел о привлечении к административной ответственности по указанной статье, разъяснил Пленум Верховного суда РФ в постановлении от 28.11.2017 № 46.

Прежде всего в постановлении разъясняется, что представляет собой объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ. Она выражается в неисполнении работодателем, заключающим трудовой или гражданско-правовой договор стоимостью более 100 000 руб. с действующим или бывшим госслужащим, обязанности сообщить в десятидневный срок о заключении такого договора бывшему нанимателю госслужещего по месту его службы. Обязанность эта распространяется в отношении лиц, замещающих определенные должности государственной или муниципальной службы, и действует в течение двух лет после их увольнения с этих должностей. Перечень должностей, в отношении которых распространяется указанное требование, определен в Указе Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона „О противодействии коррупции“».

Пленум ВС РФ обращает внимание, что в Законе № 273-ФЗ предусмотрены две похожие, но все же различные обязанности:

  • обязанность нового работодателя бывшего госслужащего уведомлять о заключении с ним договора его прежнего нанимателя (ч. 4 и 5 ст. 1 Закона № 273-ФЗ);

  • обязанность самого бывшего госслужащего в определенных случаях получать согласие на трудоустройство на новом месте работы соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (ч. 1 и 2 ст. 12 Закона № 273-ФЗ).

Пленум ВС РФ разъясняет, что ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ новый работодатель бывшего госслужащего будет нести только за неисполнение обязанности, предусмотренной ч. 4 и 5 ст. 12 Закона № 273-ФЗ, то есть за неуведомление бывшего нанимателя госслужащего о его новом месте работы. А вот за неисполнение обязанностей, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 1 Закона № 273-ФЗ, работодатель бывшего госслужащего ответственности нести не будет, поскольку эта обязанность действует только в отношении самого бывшего госслужащего.

Также Пленум ВС РФ уточнил, что пороговая сумма в 100 000 руб. относится только к гражданско-правовым договорам с бывшими госслужащими. Если с таким лицом заключается трудовой договор, то уведомлять его бывшего нанимателя по месту службы новому работодателю придется в любом случае. Соответственно, при заключении гражданско-правового договора с бывшим госслужащим работодатель обязан направить соответствующее сообщение при соблюдении хотя бы одного из условий:

  • стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по договору превышает 100 000 руб. в месяц;

  • гражданско-правовой договор заключен на срок менее месяца, но стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) также превышает 100 000 руб.

Важно отметить, что обязанность нового работодателя бывшего госслужащего уведомлять о его трудоустройстве подлежит исполнению в течение двух лет после его увольнения с госслужбы независимо от последнего места работы бывшего госслужащего и количества заключенных им за этот период трудовых договоров.

Напомним, что санкция для юрлиц за нарушение, предусмотренное ст. 19.29 КоАП РФ, весьма существенная — штраф от 100 000 до 500 000 руб. При этом уклонение работодателя от оформления с бывшим госслужащим трудового договора может повлечь для него ответственность, предусмотренную ч. 4 или 5 ст. 5.27 КоАП РФ, со штрафами для юрлиц в размере от 50 000 до 200 000 руб. Более того, привлечение нового работодателя к ответственности по ч. 4 или 5 ст. 5.27 КоАП РФ не исключает возможности привлечения его к ответственности также по ст. 19.29 КоАП РФ при условии доказанности продолжительности фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя (ч. 3 ст. 16 ТК РФ) в течение десяти и более дней.