До первой «звезды»

| статьи | печать

Индустрия гостеприимства выступает своего рода визитной карточкой страны в позиционировании ее преимуществ на международной арене, вносит существенный вклад в рост ВВП и создает серьезный импульс для развития иных отраслей народного хозяйства. Знаком качества любого отеля является его «звездность». В настоящей статье мы рассмотрим, какие предъявляются требования к классификации гостиниц.

Когда нужны «звезды»

Гостиничный рынок серьезно пострадал в экономический кризис, начавшийся в конце 2014 года, который крайне негативно отразился на операционных показателях гостиничного бизнеса. В настоящее время положение улучшилось, правда, во многом за счет туристов из Азии, заселяющихся по низким тарифам. Положительное изменение ситуации на гостиничном рынке участники отрасли и эксперты связывают с ростом турпотока, причем не только из Китая и Индии, но и из Западной Европы. Помимо этого, на повышение показателей влияют также и наши соотечественники, переориентировавшиеся из-за кризиса на внутренний туризм.

Одним из ключевых требований к гостиницам и иным средствам размещения, которое в скором времени будет выступать обязательным условием предоставления гостиничных услуг, является прохождение классификации и получение свидетельства о присвоении соответствующей категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения, утвержденной Министерством культуры РФ. Данное требование появилось в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085 «Об утверждении новых Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации», и оно действует в случае, если в соответствии с законодательством РФ такое требование вводится для отдельных субъектов или на всей территории Российской Федерации.

Ранее обязательная классификация гостиниц и иных средств размещения применялась исключительно на территории города-курорта Сочи согласно ст. 8.1 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», за оказание гостиничных услуг без ее прохождения была предусмотрена административная ответственность в ст. 14.39 КоАП РФ, которая с 31.12.2016 утратила силу (ст. 12 Федерального закона от 30.07.2010 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта»).

В настоящее время таких законодательных требований нет. Однако, судя по всему, скоро они будут введены, поэтому владельцам гостиниц следует поторопиться и провести их классификацию. Так, с 01.01.2017 оказание гостиничных услуг в Москве, Санкт-Петербурге и в отдельных муниципальных образованиях, на чьих территориях будут проводиться спортивные соревнования, перечень которых определит уполномоченный орган, станет возможно только при наличии свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц.

Кроме того, в период проведения таких соревнований Правительство РФ будет вправе осуществлять государственное регулирование цен на гостиничные услуги с учетом присвоенной категории (ст. 36 Федерального закона от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Налоговая льгота

Прохождение классификации гостиниц тем более необходимо, что при расчете налоговой базы по налогу на имущество их собственники будут иметь право на налоговую льготу только при условии наличия свидетельства о присвоении гостинице соответствующей категории. Рассматриваемая налоговая льгота заключается в праве налогоплательщика уменьшить налоговую базу на кадастровую стоимость увеличенной на коэффициент 2 минимальной площади номерного фонда гостиницы при наличии по состоянию на 1 января налогового периода выданного аккредитованной организацией свидетельства о присвоении гостинице категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения (п. 2.2 ст. 4.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций»).

Порядок и условия присвоения гостинице категории регламентированы Приказом Минкультуры России от 11.07.2014 № 1215 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями». Классификация гостиниц необходима в целях обеспечения потребителей необходимой информацией о качестве услуг и их соответствия заявленной категории, а также повышения конкурентоспособности туристских услуг и привлекательности объектов туристской индустрии, направленных на увеличение туристского потока и развитие внутреннего и въездного туризма, за счет укрепления доверия потребителей к оценке соответствия названных объектов.

Для прохождения классификации гостиница заключает договор с одной из организаций, аккредитованной в соответствии с Приказом Минкультуры России от 29.04.2015 № 1340 «Об утверждении порядка аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи», на проведение работ по экспертной оценке ее соответствия установленным требования и присвоения одной из следующих категорий: «пять звезд» (высшая категория), «четыре звезды», «три звезды», «две звезды», «одна звезда», «без звезд» (низшая категория).

Экспертная оценка включает в себя оценку гостиниц и иных средств размещения, номерного фонда (количество и категории: высшая категория – сюит, апартамент, люкс, джуниор сюит и студия, а также первая, вторая, третья, четвертая и пятая категории)1 и персонала. По результатам ее проведения принимается соответствующее решение, и гостинице выдается свидетельство о присвоении той или иной категории.

«Звезды» авансом

На практике возможна выдача свидетельства о присвоении категории что называется «авансом», когда формально гостиница соответствует заявленным требованиям в целом, а по отдельным параметрам она принимает на себя обязательство, выраженное в гарантийном письме, поданном на имя аккредитованной организации, к определенному сроку устранить недостатки. Это могут быть самые различные моменты: неполное оснащение номерного фонда кондиционерами, несоблюдение норматива по минимальной площади номеров определенной категории, отсутствие необходимого количества руководящих работников, имеющих высшее профессиональное образования в сфере гостеприимства, знание не всеми сотрудниками, непосредственно контактирующими с гостями, иностранных языков, отсутствие консьержа и др.

При существенном несоответствии гостиницы заявленным требованиям она не вправе рассчитывать на присвоение ей более высокой категории, и здесь никакие гарантийные письма ей не помогут, поэтому большинство отельеров адекватно оценивают свои шансы и не имеют завышенных ожиданий. Споры по вопросам классификации гостиниц можно встретить в сфере аккредитации организаций, которые занимаются присвоением категорий средствам размещения. Так, одна волгоградская компания судилась с комитетом культуры Волгоградской области, который, получив от нее заявку на аккредитацию, уклонился от принятия решения по ней и был принужден к выполнению своих обязанностей в судебном порядке (Постановление Арбитражного суда ПО от 29.04.2016 № Ф06-7623/2016).

Таким образом, гостиница в настоящее время не обязана проходить классификацию на присвоение ей той или иной категории. Однако если у гостиницы ее нет, то она не вправе произвольно указывать в рекламных материалах, на вывеске и иным способом информацию о наличии категории и вводить тем самым потребителей своих услуг в заблуждение относительно своего статуса. Такое недобросовестное поведение отельера создает ему необоснованные конкурентные преимущества на рынке гостиничных услуг без несения реальных затрат на поддержание соответствующего имиджа и соответствие заявленной категории и влечет формирование у широкого круга потребителей ложного впечатления об уровне сервиса в гостинице за счет использования позитивной информации, что является нарушением антимонопольного законодательства РФ.

Недобросовестная реклама

Как показывает анализ правоприменительной практики антимонопольного ведомства, такие недобросовестные действия гостиниц, руководство которых без зазрения совести присваивают себе «звезды», незамедлительно пресекаются. Такая реклама признается недостоверной на основании положений п. 2 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», поскольку она содержит не соответствующие действительности сведения относительно характеристики услуги (Решение УФАС по Ставропольскому краю от 30.01.2014 № 8).

Согласно ст. 5 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» стандартизация и классификация объектов туристской индустрии осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Классификация объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи, проводится аккредитованными организациями в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В порядке, утвержденном уполномоченным органом, также проводится аккредитация организаций, осуществляющих указанную классификацию. При этом в силу ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» объекты, соответствие которых не подтверждено в порядке, установленном данным законом, не могут быть маркированы знаком соответствия.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта как недобросовестной конкуренции необходимо наличие следующих квалифицирующих признаков, а именно: они должны быть направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречить закону, обычаям, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, а также уже причинили или могут причинить убытки конкурентам, нанесли или могут нанести ущерб их деловой репутации (Решение УФАС по Московской области от 27.04.2016 № 08-21/7-16).

В рассматриваемой ситуации гостиница нацелена на получение необоснованных преимуществ, а любой другой разумный и добросовестный отельер, не прошедший в установленном порядке классификацию, воздержался бы от подобного поведения и не стал бы безосновательно указывать на наличие у него определенной категории. При этом не будет иметь значение отсутствие доказательств причинения конкурентам нарушителя имущественного ущерба, поскольку фактически недобросовестное поведение гостиницы, незаконно позиционирующей себя как комфортабельное средство размещения с определенной категорией, способствует перераспределению определенной части спроса на гостиничном рынке в пользу нее (Решение УФАС по Санкт-Петербургу от 23.11.2015 по делу № К01-164/15). Антимонопольный орган при принятии решения примет во внимание последующее поведение гостиницы уже после выявления нарушения, и если она его добровольно прекратила, обязательно учтет данное обстоятельство в ее пользу (Решение УФАС по Республике Алтай от 13.06.2013 № 18).

Рядовые потребители воспринимают такую гостиницу как соответствующую заявленной категории и, как правило, не проверяют достоверность такой информации. При выборе той или иной гостиницы потребитель обращает внимание на качество гостиничных услуг и ее комфортабельность, показателем чего выступает соответствующая категория, присвоенная ей в установленном порядке. Чем выше категория, тем престижней считается отель. Указанный фактор дает преимущество гостинице на рынке, поскольку объективно влияет на поток туристов и возможность присутствия в более высоком ценовом сегменте, поэтому при отсутствии у гостиницы официально присвоенной категории она не вправе ссылаться на ее наличие (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2013 по делу № А65-21036/2012).

В связи с этим действия гостиницы, присвоившей себе категорию, являются актом недобросовестной конкуренции, недобросовестной рекламой, запрещенными ст. 10 bis Конвенции по охране промышленной собственности, заключенной в Париже 20.03.1883, ст. 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Решение УФАС по Санкт-Петербургу от 21.01.2016 № К01-205/15). Ответственность за использование гостиницей недобросовестной рекламы предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ: для самой гостиницы штраф может составить от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

1 В советское время к высшей категории относились номера, состоящие из двух и более жилых комнат, имеющие санитарный узел (ванну или душ, умывальник, унитаз) и телефон, обставленные высококачественной мебелью, коврами, скульптурными изделиями и художественными картинами. К первому разряду относились гостиницы, имеющие водопровод, канализацию, центральное отопление и снабжающиеся горячей водой, телефонную связь, ресторан и парикмахерскую. Номера, гостиные, вестибюли гостиниц должны были хорошо меблированы и надлежаще оформлены (п. 1,7 Положения об отнесении гостиниц в городах и рабочих поселках СССР к разрядам и номеров в гостиницах к категориям, утв. Постановлением Совмина СССР от 14.02.1952 № 770 «О мероприятиях, связанных со снижением платы за номера в гостиницах»).