Пять проблем в налоговой сфере, которые мешают бизнесу

| статьи | печать

В рамках ежегодно проводимого ТПП РФ и уже 13-го по счету Всероссийского налогового форума, который на сей раз длился два дня (27–28 ноября), прошли заседания восьми тематических секций с участием в общей сложности более тысячи человек. Представители бизнеса, министерств и ведомств, законодатели и эксперты работали на пленарном заседании форума.

Президент ТПП РФ Сергей Катырин в своем выступлении назвал пять проблем в налоговой сфере, которые, по мнению бизнеса, необходимо решить.

1.Имеется высокая фискальная нагрузка на бизнес.

По данным Минфина России, уровень налоговой нагрузки на бизнес составляет порядка 32%. По оценкам ТПП РФ, ее уровень в России выше. Помимо налогов и сборов, бизнес обязан уплачивать так называемые обязательные неналоговые платежи, которые не учитываются при подсчете совокупной фискальной нагрузки на бизнес.

ТПП РФ провела анкетирование бизнеса. Так, 55% опрошенных оценили уровень налоговой нагрузки, как высокий, 45% сочли его средним. При этом 43% респондентов отметили, что уровень налоговой нагрузки вырос, а 49% думают, что налоговые условия не изменились.

Как правило, бизнес связывает рост налоговой нагрузки с отменой некоторых льгот, а также с повышением налогов на землю и недвижимое имущество из-за завышения кадастровой стоимости объектов налогообложения. По мнению С. Катырина, это общероссийская проблема, которую необходимо системно решать.

2.Решение о введении некоторых льгот отдается на откуп регионам, которые их предоставлять не спешат.

Одним из основных вопросов 2017 года стали налоговые льготы. ТПП РФ считает необходимым перед принятием решения об их отмене или введении просчитывать возможный макроэкономический эффект. На практике нередко налоговые льготы и преференции произвольно отменяются или вводятся, минуя широкое общественное обсуждение.

Сами решения по отмене либо введению налоговых льгот должны быть более взвешенными и экономическими обоснованными. Так, бизнес позитивно расценивает возможность применения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций, позволяющего вычесть из налога расходы на новое оборудование. А вот с налогом на движимое имущество организаций ситуация неоднозначная. Случается, что предприятие тратит значительные средства на обновление оборудования, рассчитывая на льготу, но решение о ее введении передают регионам. Последние же, надеясь на дополнительные доходы, принятие решения вопроса о предоставлении льготы затягивают. В итоге, как отметил президент ТПП РФ, мы получим рост тарифов и цен, реализация инвестиционных проектов будет замедлена, а то и остановлена.

3.Отсутствует систематизация и правовое регулирование неналоговых платежей.

На рассмотрение в Правительство РФ внесен проект Федерального закона «О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее –Законопроект), в котором учтены ключевые предложения ТПП РФ.

Государственно-правовое управление Президента РФ в заключении на Законопроект изложило замечания концептуального характера. Так, непосредственно в законопроекте необходимо:

–предусмотреть исчерпывающий перечень неналоговых платежей;

–установить правила исчисления отдельных платежей;

–более конкретно определить перечень прав и обязанностей плательщиков и администраторов платежей и т. д.

Таким образом, готовящийся закон о неналоговых платежах должен стать своего рода «Неналоговым кодексом».

По словам С. Катырина, ТПП РФ такой подход в целом поддерживает и готова участвовать в доработке Законопроекта, учитывая, что Президентом РФ поручено внести его на рассмотрение Госдумы до 15 декабря нынешнего года.

4.В законе отсутствуют гарантии для налогоплательщиков в случаях, когда речь идет об установлении судом законности операций.

Посредством внесения поправок Налоговый кодекс РФ был дополнен критериями получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды. В итоговой редакции Федерального закона от 18.07.2017 № 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 163-ФЗ) удалось отказаться от формального подхода к ее выявлению. Первоначальная версия возлагала на предпринимателей несвойственное для них бремя по проверке контрагентов, а в случае, если налогоплательщик не проявит «должную осмотрительность», на него могли возложить обязанность отвечать по цепочке за контрагентов.

Теперь основным критерием для установления законности операций служит реальность сделки. Однако в Законе № 163-ФЗ отсутствуют такие важные для налогоплательщиков гарантии, как презумпция добросовестности, концепция действительного экономического смысла сделок и др.

5.Механизм взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами требует усовершенствования.

В рамках анкетирования ТПП РФ задала представителям бизнеса ряд вопросов относительно качества налогового администрирования. Почти половина опрошенных отметили, что условия взаимодействия с налоговыми органами улучшились. Это, в первую очередь, связанно с тем, что ФНС России активно продвигает электронные сервисы, которые позволяют упростить взаимоотношения с налогоплательщиками. Почти 90% респондентов не обращались в суд по налоговым спорам, что говорит о сокращении нарушений со стороны бизнеса и о досудебном урегулировании споров.

Однако, как отметил глава ТПП РФ, у налогоплательщиков по-прежнему имеется ряд предложений по совершенствованию механизмов взаимодействия с налоговыми органами. Так, бизнес беспокоит быстрый рост количества и объемов запрашиваемой у него информации и документов в электронном виде. «Электронное общение»» должно было упростить взаимодействие с налоговыми органами, но в запросах по-прежнему отсутствует четкое указание на необходимые документы, делается так называемый сплошной запрос. Фактически современный процесс по объему передаваемых документов ничем не отличается от того, что имел место до введения электронных технологий, когда документы направлялись в бумажном виде по почте или курьером. Эту проблему необходимо решить, подчеркнул С. Катырин.