Количество внеплановых проверок бизнеса предлагают ограничить

| статьи | печать

Минэкономразвития России разработало законопроект, предусматривающий установление предельного количества внеплановых проверок, которое не сможет превышать 30% от среднего за предшествующие три года числа плановых проверок по каждому виду контроля (надзора).

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ) определяет порядок проведения проверок компаний и предпринимателей органами государственной власти. Речь идет в том числе о проверках со стороны налоговой службы, внебюджетных фондов, полиции, противопожарной службы, инспекции труда, Ростехнадзора, Росздравнадзора, Роспотребнадзора и др.

Проверки подразделяются на плановые и внеплановые, документарные и выездные. Ежегодный Сводный план проверок составляется Генеральной прокуратурой и размещается на ее официальном сайте.

Внеплановые проверки проводятся только при наличии одного из оснований (ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ):

  • истечение срока исполнения компанией или ИП ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

  • поступление в контрольный (надзорный) орган заявления от компании или ИП о предоставлении правового статуса, лицензии или разрешения, если проведение соответствующей внеплановой проверки предусмотрено правилами их предоставления;

  • поступление в контрольный (надзорный) орган информации об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, объектам культурного наследия и др.; об угрозе чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; о нарушении прав потребителей;

  • выявление параметров деятельности компании или ИП, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки;

  • приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

О внеплановой проверке организацию должны уведомить не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом (телефон, телеграмма и др.). Уведомление не требуется только в одном случае: проверка назначена по сообщению о причинении вреда.

Не секрет, что различные придирки проверяющих ведомств являются сегодня одним из основных страхов малого бизнеса. Внеплановую проверку могут легко инициировать в том числе обиженный работник компании, клиент (покупатель), который остался недоволен услугами (товарами) компании. Более того, этот инструмент нередко служит орудием недобросовестной борьбы с конкурентами.

До сих пор процедура проведения внеплановых проверок остается недостаточно урегулированной, сохраняется возможность злоупотреблений со стороны государственных органов своими полномочиями. Прежде всего, речь идет о необоснованно частных проверках. В таком случае деятельность компании может быть фактически парализована.

В связи с этим Минэкономразвития России разработало проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“» (опубликован на портале regulation.gov.ru под ID 02/04/11-17/00074705), целью которого является ограничение количества внеплановых проверок, проводимых каждым органом контроля (надзора) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Прежде всего, проект предусматривает введение предельного количества внеплановых проверок. Данный показатель будет ежегодно устанавливаться руководителем каждого органа контроля (надзора) по осуществляемым им видам государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ или Президентом РФ.

Указанными требованиями предполагается установить порядок расчета предельного количества внеплановых проверок. В качестве основного правила будет установлено, что предельное количество внеплановых проверок не может превышать 30% от среднего за предшествующие три года числа плановых проверок, проводимых органом контроля (надзора) по соответствующему виду контроля (надзора).

При этом в законопроекте предлагается закрепить, что предельное количество внеплановых проверок не применяется для видов контроля (надзора), которые осуществляются без проведения плановых проверок, а также для видов контроля (надзора) с небольшим числом плановых проверок, не превышающим установленные Правительством РФ показатели.

Законопроектом предлагается процедура подготовки предельного количества внеплановых проверок. В срок до 1 ноября года, предшествующего году применения предельного количества внеплановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля должны направить проект приказа руководителя соответствующего органа об определении предельного количества внеплановых проверок в органы прокуратуры. Органы прокуратуры рассматривают данный проект на предмет соблюдения установленных требований, после чего, в срок до 1 декабря года, предшествующего году применения предельного количества внеплановых проверок, они вносят руководителю органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля предложения об устранении выявленных замечаний.

Законопроектом также устанавливается перечень внеплановых проверок, которые проводятся без учета предельного количества внеплановых проверок:

  • проверки, проводимые на основании фактов причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) и др., а также возникновения или угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • проверки, основанием для проведения которых является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ, предусматривающими проведение внеплановых проверок без учета предельного количества внеплановых проверок, или изданный на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

  • проверки, основанием для проведения которых стало выявление параметров деятельности юридического лица или ИП, соответствующих или, наоборот, отклоняющихся от утвержденных соответствующим органом индикаторов риска.

В качестве дополнительной меры, направленной на снижение количества внеплановых проверок, законопроект вводит новые правила проведения проверок для контроля за исполнением ранее выданного предписания. Так, каждое предписание должно будет содержать в себе форму представления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем отчета о его исполнении. Внеплановая проверка может быть проведена только по итогам рассмотрения отчета об исполнении предписания или если отчет не поступил в срок для исполнения предписания. Рассмотрение отчета может проводиться с привлечением документов, которые находятся в распоряжении органа контроля (надзора), при необходимости могут быть проведены мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и ИП. По итогам рассмотрения отчета орган контроля (надзора) направляет подконтрольному субъекту уведомление о принятии отчета или же о проведении внеплановой проверки.

Законопроект вводит ограничение по сроку проведения внеплановой проверки до десяти рабочих дней, а также устанавливает рабочие дни, периоды, которые не включаются в указанный срок, отдельно для выездной и документарной проверок.

Законопроект также предусмотрел ограничение предмета внеплановой проверки, проводимой в связи с поступлением обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из СМИ. Предметом такой внеплановой проверки может быть только соблюдение обязательных требований, связанных с фактами, указанными в таких обращениях, заявлениях и информации.