Торги по-новому: Минэкономразвития России предложило унифицировать порядок их организации и проведения

| статьи | печать

Опубликован законопроект, в котором предлагается привести в порядок законодательство о реализации имущества на торгах, в том числе государственного и муниципального. Главная идея — перевести продажу имущества на торгах на рельсы контрактной системы. Эксперты уже прозвали проект «маленьким кодексом в сфере торгов».

Минэкономразвития России разработало законопроект, в котором предложило усовершенствовать и унифицировать процедуры торгов (проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования имущественных торгов в рамках законодательства о закупках)» размещен на портале regulation.gov.ru под ID 02/04/06-17/0006763). Его публичное обсуждение продлится до 23 октября 2017 г.

В законопроекте предлагается урегулировать вопросы реализации государственного и муниципального имущества, а также унифицировать нормы, регулирующие вопросы организации и проведения торгов по реализации имущества, в том числе государственного и муниципального. Для этого предлагается внести изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который может поменять название на «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и об имущественных торгах», а также в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Для чего нужны изменения

Как указывают разработчики проекта, на сегодняшний день в России действуют более 40 нормативных правовых актов, регулирующих отношения по организации и проведению торгов. В частности, речь идет об аренде государственного и муниципального имущества, приватизации, реализации арестованного имущества в рамках исполнительного производства, заложенного имущества с публичных торгов в порядке обращения взыскания, имущества в ходе процедуры банкротства, размещении рекламных конструкций и нестационарных торговых объектов и т.д. При этом до сих пор законодательство не содержит общих норм, устанавливающих принципы и правила проведения таких торгов. В каждой сфере предусмотрено собственное регулирование торгов, например, требования к участникам торгов, к заявке на участие в торгах, основания отказа для допуска к участию в торгах, требования к информационному обеспечению торгов.

В некоторых сферах и вовсе установлена только обязанность проведения торгов, но не регламентирован их порядок. Например, в случаях с размещением рекламных конструкций, реализацией заложенного и арестованного имущества. При таких торгах правила определяют организаторы торгов самостоятельно. Так, при размещении рекламных конструкций таких порядков может быть более 20 000 (то есть по количеству муниципальных образований). Причем различия могут заключаться в ключевых положениях: требованиях к участникам, в том числе предквалификации, источнике опубликования извещения, сроках подачи заявок. Кроме того, при проведении имущественных торгов отсутствует единообразная практика взимания платежей с участников торгов.

С помощью поправок, а именно путем расширения использования государственной площадки www.torgi.gov.ru, разработчики планируют пополнить бюджет. Минэкономразвития России посчитало, что ежемесячно на имущественные торги по всей стране выставляется около 100 000 лотов. А на сайте torgi.gov.ru за месяц объявляется около 50 000 торгов на общую сумму до 20 млрд руб.

Еще одно основание для внесения изменений — это трудности при контроле за операторами электронных площадок ввиду отсутствия единого перечня электронных площадок, на которых могут проходить торги, и четких требований к таким операторам.

Что предлагают поменять

В связи с этим в законопроекте предлагается унифицировать процедуры проведения торгов с учетом отраслевых особенностей как в очной, так и в электронной формах.

Также предлагается предусмотреть:

  • общий закрытый перечень требований, предъявляемых к участникам торгов в форме аукциона;

  • закрытый перечень требований к составу заявки на участие в торгах;

  • перечень оснований отказа в допуске к участию в торгах;

  • закрытый перечень оснований признания торгов несостоявшимися;

  • закрытый перечень оснований признания участников торгов уклонившимися от заключения договора или получения специального разрешения;

  • перечень обязательной информации, подлежащей включению в состав извещения о проведении торгов, а также обязательной информации, подлежащей размещению на официальном сайте торгов.

Чтобы сократить количество случаев, когда торги признают несостоявшимися в связи с отсутствием заявок, в законопроекте предусматривается возможность для организатора торгов проводить повторные торги в упрощенном порядке. При этом происходит сокращение начальной цены предмета торгов и сроков, необходимых для организации и проведения торгов. А если несостоявшимися признают и повторные торги, то можно будет провести их в очередной раз, но уже без объявления цены. То есть появится возможность быстро купить на аукционе арестованную вещь, уже очищенную от правопритязаний. Ведь при покупке на таких торгах покупателя будут считать добросовестным.

Помимо этого в законопроекте предусмотрена возможность централизации торгов. Могут появиться единые региональные и муниципальные организации по проведению торгов. Также собираются расширить права участников торгов. Например, можно будет выбирать способ обеспечения участия в торгах между задатком и независимой гарантией, появится возможность участия в торгах для объединений физических и юридических лиц, а также подачи заявки в электронном виде. Одновременно предлагается ограничить минимальный и максимальный размер задатка для участия в торгах.

Также предполагается формирование единого реестра недобросовестных участников торгов, реестра заключенных договоров по результатам торгов и выданных специальных государственных разрешений, реестра участников открытых торгов, содержащего сведения об аккредитованных участниках торгов.

Законопроект регулирует проведение торгов в отношении непрофильных активов: обязанность проведения торгов в электронной форме в случае реализации непрофильных активов отдельных видов юридических лиц, размещения информации о торгах по реализации непрофильных активов отдельных видов юридических лиц на официальном сайте торгов, а также порядок проведения имущественных торгов для некоторых видов юридических лиц.

Отдельное направление законопроекта касается облегчения доступа покупателя к торгам. В частности, документ предусматривает использование официального сайта www.torgi.gov.ru как единой точки входа для получения информации обо всех государственных «распродажах» и многофункционального портала, интегрированного с электронными площадками, на которых проводятся торги. Предполагается, что для повышения популярности портала на нем будут оказываться сопутствующие услуги, например, платежные, кредитные, страховые, аналитические или консультационные.

Если проект примут, то изменения вступят в силу с 1 января 2019 г.