Закон о закупках также будет регулировать имущественные торги по продаже госимущества

| статьи | печать

Минэкономразвития России подготовило законопроект с поправками в нормы о контрактной системе, которая теперь должна будет пополниться правилами проведения имущественных торгов по продаже государственного и муниципального имущества. По аналогии с порядком заключения контрактов законодательно планируется закрепить требования к заявкам на участие в имущественных торгах (в том числе в зависимости от отраслевых особенностей), порядку их проведения, основания признания торгов несостоявшимися и другие правила, направленные на обеспечение прозрачности и унификации процедур реализации имущества, принадлежащего публичным образованиям.

До 7 сентября 2017 г. на портале www.regulation.gov.ru проходит публичное обсуждение разработанного Минэкномразвития России законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования имущественных торгов в рамках законодательства о закупках)» (ID 02/04/06-17/00067633). Этот документ предполагает внесение серьезных новшеств в законодательство о контрактной системе — федеральные законы от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) и от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Впрочем, практически весь законопроект состоит из поправок именно в Закон № 44-ФЗ.

Основные предложенные министерством изменения направлены на унификацию процедур проведения имущественных торгов с учетом отраслевых особенностей как в очной, так и в электронной формах, установление закрытого перечня требований к участникам торгов, а также заявкам на участие в них, закрытых перечней оснований отказа в допуске к участию в торгах, оснований признания торгов несостоявшимися, оснований признания участников торгов уклонившимися от заключения договора или получения специального разрешения, а также перечня обязательной информации, подлежащей включению в состав извещения о проведении торгов и размещению на официальном сайте торгов.

Система реализации государственного и муниципального имущества требует перемен

В довольно обширной пояснительной записке к документу сказано, что он направлен на унификацию норм, регулирующих вопросы организации и проведения торгов по реализации имущества (имущественных прав), в том числе государственного и муниципального, как одного из сложных, но при этом эффективных способов заключения договоров, обеспечивающих равный и недискриминационный доступ для хозяйствующих субъектов и граждан к ограниченному ресурсу, в том числе к государственному и муниципальному имуществу. Проще говоря, Законом № 44-ФЗ планируется урегулировать не только порядок закупок у поставщиков за счет бюджетных средств, но и обратную процедуру — приобретение частными лицами у государства какого-либо имущества или имущественных прав. Речь идет, например, о до сих пор не имеющем четких процедурных рамок приобретении права на заключение договора аренды государственной или муниципальной собственности.

По мнению разработчиков законопроекта, в России имеется большой комплекс нормативных правовых актов (более 40), в той или иной степени регулирующих отношения по организации и проведению торгов в определенной сфере общественной жизни (приватизация, реализация арестованного имущества в рамках исполнительного производства, заложенного имущества с публичных торгов в порядке обращения взыскания, имущества в ходе процедуры банкротства и т. д.). Эти сферы объединены публичным интересом государства в экономических отношениях, поэтому проведение торгов в таких отношениях по общему правилу обязательно.

Однако правовое регулирование процедуры торгов до сих пор носит фрагментарный характер, действующее законодательство не содержит общих норм, которые бы устанавливали принципы и правила проведения имущественных торгов.

При этом каждая из названных выше сфер общественных отношений содержит собственное регулирование торгов (требования к участникам торгов, заявке на участие в торгах, основания отказа для допуска к участию в торгах, требования к информационному обеспечению торгов), что во многих случаях приводит к неэффективному распределению государственного и муниципального имущества и имущественных прав, а также злоупотреблениям среди государственных и муниципальных служащих.

Для отдельных сфер установлена только обязанность проведения торгов, но не регламентирован их порядок (например, размещение рекламных конструкций, реализация заложенного и арестованного имущества). В таких случаях правила торгов определяются самостоятельно их организаторами. При проведении имущественных торгов отсутствует единообразная практика взимания платежей с участников торгов.

По оценке министерства, которая была проведена перед подготовкой текста законопроекта, ежемесячно на имущественные торги в России выставляется около 100 000 лотов, при этом на официальном сайте torgi.gov.ru ежемесячно объявляется менее 50 000 торгов. С 2010 г. на нем реализовано около 1,9 млн лотов на общую сумму более 2 трлн руб.

Недостатками нынешней системы торгов являются труднодоступность информации о торгах, ограниченный доступ к участию в них, невозможность приобретения имущества online, значительная степень влияния человеческого фактора на условия доступа к торгам и определение победителя и т. д.

Чаще всего правонарушениями, совершаемыми при организации и проведении торгов, являются неразмещение извещений о проведении торгов, размещение неполной (недостоверной) информации о проводимых торгах, установление к участникам торгов, заявкам, документам, представляемым в составе заявок, требований, не предусмотренных законодательством РФ, необоснованный отказ в допуске к участию в торгах, нарушение порядка определения победителя торгов.

Проблемой является и затруднительный контроль за операторами электронных площадок из-за отсутствия единого перечня таких площадок и требований к их операторам.

Имущественные торги, как и закупки, будут проходить в форме аукциона и конкурса

В законопроекте имущественные торги определяются как торги по реализации государственного и муниципального имущества (имущественных прав), открытые по способу приглашения участников, закрытые торги по продаже имущества или предприятия должника в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательные в силу нормативных правовых актов РФ, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, а также принудительных в силу решения суда или исполнительных документов, с заключением договоров, соглашений и выдачей специальных государственных разрешений по результатам таких имущественных торгов или в случае, если имущественные торги признаны несостоявшимися

Процедура определения поставщика (подрядчика, исполнителя), победителя имущественных торгов, как и для заключения контрактов, будет состоять из нескольких этапов: размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (либо в установленных законом случаях — направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя)), извещения о проведении торгов, заключения контракта, договора по результатам имущественных торгов, соглашения или выдачи специального государственного разрешения по их результатам или в случае признания имущественных торгов, закупок несостоявшимися.

Законопроектом разграничивается имущество и имущественные права, в отношении которых могут проводиться электронные и традиционные торги, предусматривается проведение торгов на электронных площадках. Правительству предоставляются полномочия устанавливать особенности реализации конкретного имущества (имущественных прав).

Чтобы минимизировать случаи признания торгов несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в торгах, законопроектом предусматривается возможность организатора торгов проводить повторные торги в упрощенном порядке. Он предполагает сокращение начальной цены предмета торгов и сроков, необходимых для организации и проведения торгов, а случае признания несостоявшимися и повторных торгов — возможность проводить торги без объявления цены.

Законопроектом предусматривается возможность централизации торгов, расширение прав участников торгов, ограничение минимального и максимального размера задатка для участия в торгах. Кроме того, в целях повышения информационной открытости при отчуждении непрофильных активов отдельных видов юридических лиц, прозрачности процедур продажи непрофильных активов, роста конкуренции среди потенциальных покупателей непрофильных активов законопроект предусматривает обязанность проведения торгов в электронной форме в случае реализации непрофильных активов отдельных видов юридических лиц, размещения информации о торгах по реализации непрофильных активов отдельных видов юридических лиц на официальном сайте торгов, а также порядок проведения имущественных торгов для отдельных видов юридических лиц.

Принятие законопроекта, по оценке Минэкономразвития, будет способствовать повышению эффективности реализации государственного и муниципального имущества и имущественных прав, увеличению поступлений в бюджеты в полтора — два раза, росту количества лотов, размещаемых на официальном сайте торгов, в 2,5 раза, трехкратному увеличению среднего количества участников торгов, трехкратному увеличению количества организаторов торгов, размещающих информацию на официальном сайте торгов, четырехкратному росту количества уникальных пользователей официального сайта торгов.

Законопроект в случае его одобрения парламентом должен будет вступить в силу с 1 января 2018 г. Он будет применяться к отношениям по организации и проведению имущественных торгов в отношении имущества и имущественных прав, находящихся в собственности субъектов РФ, по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования. А в отношении имущества и имущественных прав, находящихся в муниципальной и частной собственности, за исключением имущественных торгов по продаже имущества или предприятия должника в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, нормы нового закона начнут работать по истечении года со дня его официального опубликования.

Имущественные торги обеспечат их участникам больше свободы

В целом правила проведения имущественных торгов, предлагаемые Минэкономразвития, очень сходны по содержанию с нынешними процедурами определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения государственных и муниципальных контрактов. Например, предусмотрено обеспечение заявки на участие в торгах в виде задатка или независимой гарантии.

Однако, в отличие от ст. 96 Закона № 44-ФЗ, законопроект не называет обеспечение заявки обязательным условием. Оно будет необходимо, только если такое требование предусмотрено нормативными правовыми актами РФ (в отношении имущественных торгов, обязательных в силу нормативных правовых актов РФ), нормативными правовыми актами субъектов РФ (в отношении имущественных торгов, обязательных в силу нормативных правовых актов субъектов РФ), муниципальными правовыми актами (в отношении имущественных торгов, обязательных в силу муниципальных правовых актов). При этом размер обеспечения для банковской гарантии утверждается этими же нормативными актами (а не Законом № 44-ФЗ), а участник имущественных торгов вправе выбрать между задатком и независимой гарантией в случае, если такая возможность установлена организатором имущественных торгов.

Закон № 44-ФЗ предлагается дополнить новой главой, посвященной организации и проведению имущественных торгов. В частности, нормами этой главы будут установлены особенности торгов по поводу предоставления права на заключение договора и получение специального государственного разрешения, а также особенности проведения имущественных торгов в отношении отдельных видов прав и по продаже имущества или предприятия должника в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Участники имущественных торгов тоже могут быть признаны недобросовестными

Сведения о заключенных по итогам имущественных торгов договорах и участниках этих торгов, как и о государственных и муниципальных контрактах, будут вноситься в специальные реестры. Предполагается формирование единого реестра заключенных договоров по результатам торгов и выданных специальных государственных разрешений, реестра участников открытых торгов, содержащего сведения об аккредитованных участниках торгов.

Реестр договоров, заключенных по итогам имущественных торгов, должен будет вести оператор официального сайта торгов. Сведения, содержащиеся в реестре договоров, будут размещаться в свободном доступе для ознакомления на официальном сайте торгов.

Недобросовестных участников имущественных торгов также может постигнуть стасус недобросовестных. Наличие сведений о лице в Реестре недобросовестных участников имущественных торгов будет основанием для отказа в участии такого лица в любых видах имущественных торгов, отношения по организации и проведению которых регулируются Законом № 44-ФЗ в новой редакции.

Законопроект допускает объединения организаторов торгов и их участников

Законопроект предусматривает возможность проведения двух специальных процедур проведения имущественных торгов — совместные торги и совместное участие нескольких лиц в имущественных торгах.

Совместные торги — это торги, проводимые в предусмотренных законом случаях двумя и более организаторами торгов. Права, обязанности и ответственность организаторов имущественных торгов при организации и проведении имущественных торгов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с гражданским законодательством.

Принимать участие в торгах по предоставлению права заключить договор или получить специальное государственное разрешение могут объединения физических лиц и (или) юридических лиц, выразившие свое намерение об участии в имущественных торгах в одной заявке. При этом в таком варианте участия будет действовать круговая порука: ответственность за уклонение одного или нескольких лиц, выразивших свое намерение о совместном участии в имущественных торгах в одной заявке, от заключения договора или получения специального государственного разрешения по результатам имущественных торгов несет объединение указанных лиц.

Права, обязанности и ответственность таких участников, в том числе ответственность за уклонение участников объединения от заключения договора или получения специального государственного разрешения, определяются соглашением, заключенным в соответствии с гражданским законодательством и Законом № 44-ФЗ в новой редакции.

Если в соответствии с нормативными правовыми актами выдача специального государственного разрешения невозможна в отношении объединения лиц, то упомянутым выше соглашением должно быть определено лицо, которому такое специальное государственное разрешение будет выдано по результатам имущественных торгов.

Полномочия по организации и проведению имущественных торгов от имени субъекта РФ и муниципальных образований, входящих в его состав, могут быть возложены на государственный орган или государственное казенное учреждение, а полномочия по организации и проведению имущественных торгов от имени муниципального образования или нескольких муниципальных образований могут быть возложены на муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение. В таком случае имущественные торги являются централизованными.

Полномочия по организации и проведению имущественных торгов от имени федеральных органов исполнительной власти могут быть возложены Правительством РФ на другой уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или федеральное казенное учреждение либо несколько уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или федеральных казенных учреждений. При этом любой орган, уполномоченный проводить централизованные торги, не приобретает права и обязанности организатора имущественных торгов.