Налоговое законодательство России: что должен знать инвестор

| статьи | печать

Для того чтобы получить ответ на вопрос, планируются ли изменения в налоговом законодательстве Российской Федерации, инвесторам следует внимательно изучить основные направления бюджетной, налоговой и таможенной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее – Основные направления). В данной статье мы осветим важные положения Основных направлений и дадим практические рекомендации для инвесторов.

Ставка на риск-ориентированный подход

Цель, которую преследует государство в рамках экономической политики, – это развитие страны. Для достижения этой цели планируется решить задачи по обеспечению стабильности и предсказуемости экономических и финансовых условий и устранению структурных дисбалансов и препятствий для развития, связанных в том числе с демографическими вызовами, конкурентоспособностью и эффективностью размещения ресурсов в экономике.

В части налогообложения государство делает ставку на так называемый риск-ориентированный подход при проведении мероприятий налогового контроля.

Таким образом, в среднесрочной перспективе государство установило «правила игры» для бизнеса, согласно которым при выявлении ФНС определенных рисковых критериев ведения бизнеса компания или холдинг попадут в поле зрения контролирующих органов.

Официальная статистика показывает, что ежегодно сокращается количество выездных налоговых проверок, но при этом растут суммы доначислений по итогам таких проверок.

Сокращение происходит за счет ослабления контроля над добросовестными налогоплательщиками. Налоговые органы тщательней выбирают налогоплательщиков для проведения контрольных мероприятий. В этом им помогает автоматическая система контроля налога на добавленную стоимость (АСК НДС-2). Система успешно работает с 2015 года и приносит существенные плоды в виде ежегодного прироста поступлений НДС в бюджет.

Суть системы сводится к выявлению «фирм-однодневок» на территории России от импортера или производителя до экспортера или конечного потребителя. Фактически налоговые органы внедряют систему прослеживаемости движения товаров от этапа таможенного оформления до реализации конечному потребителю. По нашему мнению, данная система позволит существенно сократить применение налогоплательщиками схем по оптимизации НДС с использованием «фирм-однодневок». На практике судебные органы принимают доказательства, полученные ФНС с использованием данной системы, и достаточно часто выносят решения по налоговым спорам в пользу фискального органа.

Налоговым органам в помощь

Кроме этого, с 1 февраля 2018 года ФНС планирует запустить пилотный проект по внедрению на территории ЕАЭС механизма контроля «сквозной» (от границы до розничного звена) идентификации ввезенного товара путем присвоения ему уникальных классификационных признаков.

Отдельное внимание будет направлено на выведение из тени розничного оборота путем качественного администрирования розницы и применения онлайн-касс. С 1 июля 2018 года ожидаются полный охват всех розничных сетей и передача данных на сервера ФНС.

Доходы и имущество физических лиц тоже не останутся без внимания ФНС. Так, налоговые органы планируют создать единый государственный реестр записей актов гражданского состояния и федеральный регистр сведений о населении.

В целом вектор бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики направлен на цифровизацию и интеграцию всех источников информации и потоков данных в единое информационное пространство с последующей ее автоматизацией и анализом при помощи современных технологий обработки данных.

В помощь налоговым органам законодатель принял Федеральный закон от 18.07.2017 № 163-ФЗ, которым он внес поправки в часть первую налогового кодекса (ст. 54.1 НК РФ).

Фактически в статье задекларированы положения Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», но с некоторыми дополнениями.

В соответствии с поправками уменьшить налоговую базу или сумму налога к уплате можно, если:

–отсутствуют искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, которые отражаются в налоговом или бухгалтерском учете либо налоговой отчетности;

–неуплата налога, неполная уплата налога, его зачет или возврат не являются целью, ради которой была совершена вся сделка или операция;

–обязательство по сделке исполнено стороной договора и/или иным лицом, которому было поручено исполнение данного обязательства по закону или договору. Это может быть договор комиссии, агентирования и др.

Вместе с тем необоснованная налоговая выгода не возникает просто в силу того, что:

–первичные документы были подписаны неустановленным или неуполномоченным лицом;

–контрагент нарушил законодательство о налогах и сборах;

–налогоплательщик мог добиться того же экономического результата, совершив иные сделки или операции.

Указанные правила применяются при определении суммы сборов и страховых взносов.

Теперь в Налоговом кодексе закреплены четкие критерии обоснованности налоговой выгоды.

Таким образом, государственный контроль над уплатой налогов на территории Российской Федерации растет и приносит для государства положительные результаты.

Тренд на «обеление» бизнеса будет сохранен

Государство в лице налоговой службы понимает, что существенная часть налоговой базы российского бизнеса и частных лиц находится за пределами страны.

Поэтому на ближайшие годы ФНС объявлен курс на возврат капиталов в Россию. Так, согласно Основным направлениям контроль над контролируемыми иностранными компаниями продолжится в формате устранения пробелов законодательства в части более четкого определения элементов налогообложения.

Помимо этого, в целях недопущения уклонения от уплаты налогов с использованием низконалоговых юрисдикций ФНС планирует запустить систему автообмена налоговой информацией с такими юрисдикциями. Налоговый контроль будет усиливаться, внедрение новых технологий позволит кратно расширить амуницию налогового администрирования. Тренд на «обеление» бизнеса будет сохранен.

Поскольку в России относительно высокая собираемость НДС и низкая собираемость налогов на труд, законодатель полагает целесообразным снизить ставки по прямым налогам на труд, увеличив при этом ставки по НДС.

То есть, с одной стороны, налоговые органы получают единое информационное пространство по сделкам в России, где при помощи современных технологий обработки данных ФНС оперативно сможет выявлять недобросовестные компании, предъявляя претензии к выгодоприобретателям по таким сделкам. С другой стороны, повышение ставки по НДС может спровоцировать рост цен на товары, работы, услуги.

С нашей точки зрения, законодатель все же не пойдет на реальное увеличение ставки по НДС, а будет искать внутренние резервы по повышению собираемости иных налогов (по примеру изменения формата администрирования недвижимости и взимания налогов с кадастровой стоимости земли).

Одновременно надо отметить, что Основные направления не стоит воспринимать исключительно негативно, государство приоткрывает завесу планируемых направлений по эффективизации поступлений обязательных платежей в бюджет. Вместе с тем каждый налогоплательщик может провести диагностику и аудит своей текущей деятельности и заранее подготовиться к планируемым изменениям.

Инвесторам следует учитывать планируемые нововведения и заблаговременно выстраивать бизнес-модель, разрабатывать юридическую структуру с привлечением профессиональных налоговых консультантов и юристов.