Коротко о важном («ЭЖ Вопрос-ответ», № 9, 2017г.)

| статьи | печать

Откорректированы положения глав 22, 23 и 26 НК РФ

С 1 января 2020 г. увеличиваются ставки акцизов практически по всем видам подакцизной продукции. Наибольшая нагрузка ляжет на производителей и продавцов табачной продукции и горючих материалов. Правда, для такого вида табачной продукции, как сигареты и папиросы, сделана небольшая поблажка. Действующая редакция п. 1 ст. 193 НК РФ предусматривает, что с 1 января 2018 г. ставка акциза для сигарет и папирос будет составлять 1718 руб. за 1000 штук плюс 14,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 2335 руб. за 1000 штук. Законодатели отсрочили применение такой ставки. Для этих целей в ст. 193 НК РФ внесен новый п. 1.1. Согласно ему в 1-м полугодии 2018 г. ставка акциза для сигарет и папирос сохраняется на уровне 2017 г.

Кроме того, закон содержит новации для НДФЛ и НДПИ. Так, ст. 228 НК РФ дополнена подп. 7, согласно которому если налоговый агент сообщил налоговикам о невозможности удержать с физического лица НДФЛ за 2016 г., то гражданин должен уплатить этот налог не позднее 1 декабря 2018 г. на основании направленного налоговым органом уведомления. Что касается НДПИ, то здесь новации предусмотрены для ст. 342.4 НК РФ. В частности, введено, что коэффициент Кгп устанавливается равным 1 с 1 января 2020 г.

(Федеральный закон от 29.07.2017 № 254-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»)

Уголовная ответственность за неуплату взносов

Внесены изменения в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Санкции, предусмотренные ст. 198 и 199 УК РФ за уклонение от уплаты организациями и физическими лицами налогов (сборов), распространены и на уклонение от уплаты страховых взносов. Также поправки получила и ст. 199.2 УК РФ. В частности, теперь она устанавливает ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание не только налогов (сборов), но и страховых взносов.

В Уголовном кодексе появились две новые статьи — 199.3 и 199.4. Эти нормы вводят состав преступлений и ответственность за уклонение страхователя (физического лица и организации) от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в крупных и особо крупных размерах. Так, для компаний штраф составит от 100 000 до 300 000 руб., а если совершены деяния в особо крупных размерах, то размер санкции будет уже от 300 000 до 500 000 руб. Также виновное лицо может быть лишено свободы на срок до четырех лет.

Отметим, что для организаций крупным размером признается сумма «несчастных» взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн руб., при условии, что доля неуплаченных взносов превышает 10% подлежащих уплате сумм страховых взносов, либо превышающая 6 млн руб. А особо крупным размером считается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10 млн руб., при условии, что доля неуплаченных взносов превышает 20% подлежащих уплате сумм страховых взносов, либо превышающая 30 млн руб.

(Федеральный закон от 29.07.2017 № 250-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды», вступил в силу 10 августа 2017 г.)

Порядок взаимодействия полиции с органами ФСС России

Внесены поправки в федеральные законы от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ) и от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».

Новая редакция п. 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ теперь предусматривает не только административную, но и уголовную ответственность за нарушение требований данного закона.

Кроме того, ст. 18 Закона № 125-ФЗ дополнена следующим положением. Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов страхователь не уплатил в полном объеме суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения, содержащего признаки преступления, а также пеней и штрафов, территориальный орган ФСС России обязан в течение десяти дней со дня выявления указанных обстоятельств направить соответствующие материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Теперь территориальным органам ФСС России дано право привлекать органы внутренних дел для проведения выездных проверок. Соответствующее положение установлено п. 5 ст. 26.14 Закона № 125-ФЗ.

(Федеральный закон от 29.07.2017 № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ и статьи 12 и 13 Федерального закона „О полиции“», вступил в силу 10 августа 2017 г.)

Изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»

Установлено, что организация самостоятельно выбирает способы ведения бухчета. При этом если материнская компания утвердила свои стандарты бухучета, обязательные к применению ее дочерними организациями, то последние выбирают способы ведения учета исходя из указанных стандартов.

ПБУ дополнено рядом новых положений. Так, введено следующее правило. Если по конкретному вопросу в федеральных стандартах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом организация должна использовать последовательно следующие документы: сначала МСФО, потом положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухучета по аналогичным и (или) связанным вопросам, а уж затем рекомендации в области бухучета.

(Приказ Минфина России от 28.04.2017 № 69н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету „Учетная политика организации“ (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г. № 106н», зарегистрирован в Минюсте России 25.07.2017 № 47517, вступил в силу 6 августа 2017 г.)

Случаи передачи информации через личный кабинет ККТ

Налоговая служба установила перечень случаев, когда документы и информацию можно подать налоговикам через личный кабинет ККТ.

В перечень вошли восемь случаев. Это:

— регистрация (перерегистрация) контрольно-кассовой техники;

— снятие ККТ с регистрационного учета, в том числе в случае хищения или потери ККТ;

— формирование отчетов о регистрации, об изменении параметров регистрации, о закрытии фискального накопителя;

— направление сведений, содержащихся в заявлении о соответствии модели ККТ требованиям законодательства РФ, необходимых для включения ККТ в соответствующий реестр;

— направление сведений, содержащихся в заявлении о соответствии модели фискального накопителя требованиям законодательства РФ, необходимых для включения фискального накопителя в соответствующий реестр;

— направление запроса налогового органа о представлении информации, переданного через кабинет ККТ;

— обращение с заявлением организации (ИП) или пользователя о совершении ими действия (бездействия), содержащего признаки состава административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена ч. 2, 4 и 6 ст. 14.5 КоАП РФ;

— признание (непризнание) организацией (ИП) или пользователем наличия события вменяемого административного правонарушения после проведения автоматизированной информационной системой налоговых органов проверки поступивших сообщений и заявлений физических и юридических лиц о данных, указывающих на совершение административного правонарушения.

Обратите внимание: информация и документы, указанные в первых пяти случаях, могут быть представлены как через кабинет ККТ, так и на бумажном носителе в любой налоговый орган.

(Приказ ФНС России от 29.05.2017 № ММВ-7-20/483@ «Об утверждении случаев, порядка и сроков предоставления информации и документов в электронной форме организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими расчеты, и пользователями в налоговые органы через кабинет контрольно-кассовой техники», зарегистрирован в Минюсте России 04.08.2017 № 47675, вступил в силу 19 августа 2017 г.)

Формы документов для регистрации ККТ

Налоговая служба обновила формы документов для регистрации ККТ, а также порядок их заполнения.

Приказом утверждены следующие формы документов:

— заявление о регистрации (перерегистрации) ККТ;

— заявление о снятии ККТ с регистрационного учета;

— карточки регистрации ККТ;

— карточки о снятии ККТ с регистрационного учета.

Помимо порядка заполнения вышеназванных документов, налоговики ввели правила направления и получения форм заявлений о регистрации (перерегистрации) ККТ, о снятии с учета ККТ, а также соответствующих карточек на бумажных носителях. Отметим, что документы оптимизированы под действующие требования об обязательной передаче фискальных данных в налоговикам в электронной форме через оператора фискальных данных.

Приказ ФНС России от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@, которым были утверждены ранее действовавшие формы заявления о регистрации ККТ, книги учета ККТ и карточки регистрации ККТ, утратил силу.

(Приказ ФНС России от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484@ «Об утверждении форм заявлений о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники и снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, карточки регистрации контрольно-кассовой техники и карточки о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, а также порядка заполнения форм указанных документов и порядка направления и получения указанных документов на бумажном носителе», зарегистрирован в Минюсте России 09.08.2017 № 47724, вступил в силу 21 августа 2017 г.)

Кабинет ККТ

Налоговая служба утвердила Порядок ведения кабинета контрольно-кассовой техники.

Порядок определил:

— перечень документов (информации, сведений) в электронной форме, размещаемых налоговыми органами в кабинете ККТ;

— перечень документов (информации, сведений) в электронной форме, передаваемых организациями и индивидуальными предпринимателями в налоговые органы через кабинет ККТ;

— порядок доступа организаций и индивидуальных предпринимателей к кабинету ККТ;

— перечень документов (информации, сведений) в электронной форме, передаваемых операторами фискальных данных (соискателями разрешения на обработку фискальных данных), экспертными организациями, а также изготовителями ККТ и (или) фискальных накопителей;

— порядок передачи документов (информации, сведений) в электронной форме в налоговые органы через кабинет ККТ.

(Приказ ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/232@ «Об утверждении Порядка ведения кабинета контрольно-кассовой техники», зарегистрирован в Минюсте России 26.07.2017 № 47534, вступил в силу 7 августа 2017 г.)

Изменения в Порядок ведения кассовых операций

Внесены поправки в Порядок ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенного порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства, утвержденный указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У (далее — Порядок).

В новой редакции изложен подп. 4 п. 4 Порядка. Во-первых, установлено, что кассовые документы могут оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании фискальных документов. Во-вторых, введена обязанность оформлять отдельный приходный кассовый ордер на наличные деньги, принятые при осуществлении деятельности платежными агентами, банковскими платежными агентами (субагентами).

В связи с внесенными изменениями из Порядка исключен подп. 5.2 п. 5, содержащий схожие положения.

Подвергся корректировке подп. 4.6 п. 4 Порядка. Согласно поправкам теперь кассовую книгу может вести любой работник организации, на которого возложены соответствующие обязанности.

Кроме того, кассир в конце рабочего дня должен будет сверять фактическую сумму наличных денег в кассе с данными кассовых документов, суммой остатка наличных денег, отраженного в кассовой книге, и заверять записи в кассовой книге подписью. Согласно действующей редакции указанной нормы кассир в конце рабочего дня сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге сумму остатка наличных денег и проставляет подпись.

Сейчас согласно подп. 6.3 п. 6 Порядка для выдачи наличных денег работнику под отчет расходный кассовый ордер оформляется согласно письменному заявлению подотчетного лица. Теперь подотчетные денежные средства могут быть выданы работнику и без его заявления — на основании распорядительного документа организации или индивидуального предпринимателя.

Кроме того, утратило силу положение, согласно которому выдача наличных денег под отчет осуществлялась при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег.

(Указание Центрального банка РФ от 19.06.2017 № 4416-У «О внесении изменений в Указание банка России от 11 марта 2014 года № 3210-У „О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства“», зарегистрировано в Минюсте России 04.08.2017 № 47676, вступило в силу 19 августа 2017 г.)

Деньги в подотчет на банковскую карту

Специалисты финансового ведомства считают возможным перечисление денежных средств, выданных работнику в подотчет на покупку ГСМ, на его зарплатную карту.

В совместном письме Минфина России № 02-03-10/37209 и Федерального казначейства № 42-7.4-05/5.2-554 от 10.09.2013 сказано, что денежные средства, выдаваемые организациями под отчет сотрудникам, могут перечисляться на зарплатные карты этих сотрудников для осуществления операций, связанных:

— с оплатой расходов организаций по поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг;

— командировочными расходами;

— компенсацией сотрудникам документально подтвержденных расходов.

По мнению финансистов, положения этого письма можно использовать и при приобретении ГСМ. Ведь такая операция относится к поставке товаров.

Следует отметить, что в случае перечисления подотчетных денежных средств на карту работника в платежном поручении необходимо указать, что данные средства являются подотчетными. При этом организации нужно получить от сотрудника письменное заявление о перечислении подотчетных сумм на его личную банковскую карту. Сотрудник к авансовому отчету должен приложить документы, подтверждающие оплату банковской картой. Такие рекомендации даны в письме Минфина России от 25.08.2014 № 03-11-11/42288.

(Письмо Минфина России от 21.07.2017 № 09-01-07/46781)

Порядок работы комиссии по легализации налоговой базы

Специалисты ФНС России регламентировали порядок работы комиссии по легализации налоговой базы по НДФЛ и базы по страховым взносам.

Цель работы комиссии — увеличение поступлений в бюджет НДФЛ и страховых взносов. Делаться это будет путем побуждения организаций и бизнесменов, в отношении которых у налоговиков имеются подозрения о неполной уплате налога и взносов, к самостоятельному уточнению своих обязательств.

Налоговики определили последовательность контрольных мероприятий по выявлению:

— отражения в налоговой и бухгалтерской отчетности недостоверных сведений;

— выплаты «теневой» заработной платы;

— несвоевременного перечисления НДФЛ;

— несвоевременного перечисления страховых взносов;

— работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или МРОТ;

— работодателей, не оформляющих трудовые отношения с работниками, в результате чего занижается налоговая база по НДФЛ и база по страховым взносам.

Отбор плательщиков для вызова на комиссию осуществляется на основании списков, сформированных посредством анализа имеющейся информации о финансово-хозяйственной деятельности плательщиков с учетом особенностей исчисления и уплаты НДФЛ, страховых взносов.

Помимо налоговиков в состав комиссии будут включаться представители ПФР, ФСС России, инспекции по труду, а также правоохранительных органов и прокуратуры.

(Письмо ФНС России от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам»)