Темпы роста промпроизводства неожиданно сильно замедлились

| статьи | печать

Во вторник, 15 августа, опуб­ликованы данные Росстата по промпроизводству за июль. Рост замедлился до 1,1% в годовом выражении — минимального показателя с марта. Фактическая картина опровергла прогнозы большинства аналитиков.

Банк России, напоминает Reuters, ожидал в ­июле возобновления рос­та выпуска промпроизводства с исключением сезонного и календарного факторов и прогнозировал этот показатель на уровне 3,1—3,6% год к году. Опрошенные Reuters экономисты прогнозировали рост в ­июле на 3,3% в годовом выражении по сравнению с 3,5% в ­июне и 5,6% в мае. В реальности показатель оказался втрое ниже.

Первые выводы такие: падает несырьевой сектор экономики, растут показатели поставщиков сырья из России для производителей за границей. В плюс общий показатель помогла вывести ударная добыча полезных ископаемых, рост которой в годовом выражении ускорился до 4%.

В несырьевом секторе противоположная картина. К примеру, производство автобусов сократилось на 39%, авиадвигателей — на 22, хлеба — на 3,8, химических волокон — на 4,4%. Водоснабжение, водоотведение, утилизация отходов сократились в июле на 4% после снижения на 0,4% в предыдущем месяце.

«Цифры несколько разочаровывают. Они подтверждают тезис о том, что часть экономичес­кого роста в II квартале носила разовый характер: была связана с погодными условиями, а также с ростом добычи, которая очень волатильна», — говорит Reuters Дмитрий Долгин из Газпромбанка.

Однако эксперты весьма туманно говорят о том, какие именно «единоразовые факторы» и как повлияли на состояние экономики. К примеру, они напоминают нам, что лето — пора отпусков.

Представитель Минэкономразвития России сказал агентству Reuters, что следует дождаться полной информации по подразделам промышленного производства: «Говорить об изменении тенденции в производстве сегодня преждевременно».

Большинство аналитиков и  чиновников говорят о неожиданности статистического результата. Вспоминают, например, про индекс менеджеров по закупкам (PMI) производственного сектора, рассчитываемый компанией Markit, который в июле вырос до максимального значения за шесть месяцев. Однако другие индикаторы сегодняшний результат предвещали. Прежде всего, данные июльского опроса 3000 топ-менеджеров про деловой климат на предприятиях обрабатывающего сектора, который провела ВШЭ. Только 9% рес­пондентов назвали ситуа­цию в своих компаниях «благоприятной», 50% жаловались на недостаточный спрос, 44% — на чрезмерное налоговое давление.

«С апреля российская промышленность фактически работает на склад — запасы готовой продукции растут, — рассказал сайту Finanz директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. — Бизнес явно переоценил скорость восстановления экономики и, в первую очередь, потребительского спроса, который сжимается вместе с доходами населения».

Г. Остапович добавил, что ситуацию усугубляют планы повышения налогов, слабость и недостаточность имущественных прав, а также санкции Запада, которые ограничивают доступ к новым технологиям и прогрессивному менеджменту, необходимым для перестройки модели развития страны.