«Миграционный взрыв» ставит новые задачи перед местными властями

| статьи | печать

Заграница наполняет рынок труда, улучшает демографическую статистику и ставит новые задачи перед российскими муниципиями. Миграционный поток в страну оценивается суммарно с начала 2000-х гг. в пределах 10 млн человек. По признанию первых лиц государства, приток иностранных граждан компенсировал естественную убыль населения и стабилизировал рынок труда в отдельных отраслях экономики.

Мониторинг социально-экономического положения населения Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при Президенте РФ показал негативную демографическую динамику в начале текущего года. А в прошлом году число новорожденных уменьшилось на 50 000 малышей по сравнению с 2015 г. и всего на 0,3% превысил показатель общей смертности населения. По прогнозам демографов, спад уровня рождаемости продолжится, так как к пику рождений подходят женщины, родившиеся в первой половине 1990-х гг., которых значительно меньше, чем женщин второй половины 1980-х годов рождения.

Ежегодный прирост населения в пределах 300 000 человек будет происходить за счет международной миграции, которая согласно исследованиям аналитиков Российского совета по международным делам (РСМД) обрели экономичес­кую категорию. В выпущенной РСМД хрестоматии «Миграция в России. 2000—2012» президент Фонда поддержки социальных проектов «Миграция. XXI век» Вячеслав Поставнин дает справку о том, что в 2011 г. суммарный объем денежных переводов мигрантов превышал 400 млрд долларов. Переток финансов влияет на экономики как стран, принимающих иностранных граждан, так и стран — поставщиков мигрантов. По оценке заведующей кафедрой социальной статистики и демографии РГСУ Ольги Воробьевой, более 80% гастарбайтеров в России заняты в пяти видах экономической деятельности:

  • строительстве;

  • оптовой и розничной торговле;

  • сельском хозяйстве;

  • обрабатывающей промышленности;

  • транспорте и связи.

Все эти процессы, называемые специалистами «миграционным взрывом», накладывают на муниципальные власти дополнительную нагрузку, не предусмотренную Законом о местном самоуправлении (от 06.10.2003 № 131-ФЗ). Воздействие миграционных процессов наблюдается всюду — в трудовых отношениях и быту, общественном транспорте и магазинах, во дворах многоквартирных домов и школах, в которых учатся дети мигрантов, просто на улицах городов и сел. Между тем органы местного самоуправления не готовы к решению «новых вопросов местного значения», имеющих далеко идущие и совсем не бе­зобидные последствия.

Иллюстрацией неподготовленности местных властей к современным вызовам служит «пробуксовка» Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (Указ Президента РФ от 22.06.2006 № 637). К примеру, в Красноармейском районе Приморского края возник конфликт интересов между переехавшими сюда из Латинской Америки староверами и местными жителями. По свидетельству федеральных и региональных СМИ, в том числе портала «Лента.ру», он еще больше взбудоражил аборигенов, возмущенных до этого созданием национального парка «Удэгейская легенда».

В приведенном примере люди приехали на постоянное жительство. А как относятся местные жители к иностранной рабочей силе, видно и слышно по каждодневным медийным новостям и сводкам происшествий, в том числе криминальных.

В экспертном сообществе считают, что сегодня, как никогда ранее, востребовано взаи­модействие органов местного самоуправления с  государственными и общественными организациями, бизнес-структурами, участвующими в реа­лизации Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г. Такими, как Фонд поддержки социальных проектов «Миграция. XXI век» и ООО «ТутЖдут Сервис», которые презентовали в Комитете гражданских инициатив проект об организованном привлечении иностранной рабочей силы. В их разработке отмечается необходимость выстраивания сотрудничества бизнеса, нанимающего гастарбайтеров, и территорий приема мигрантов с обязательствами органов местного самоуправления в сфере найма жилья, образования и здравоохранения. Авторы проекта предлагают пакет мер регулирования потоков трудовой миграции в Россию и оргнабора как механизма такого регулирования.

Мы уже писали, что миграционный вызов — проблема не только российских муниципалитетов («ЭЖ», 2016, № 43). С нами согласен член-корреспондент РАН, президент РСМД Игорь Иванов. Он утверждает, что «ни одна страна, ни одно общество в современном мире так и не смогли пока найти оптимального решения миграционных проблем». Значит, нужна глобальная стратегия управления миграционными процессами, делает вывод ученый-дипломат.

А пока каждая страна решает проблему по-своему. В ФРГ, например, за интеграцию мигрантов на территориях отвечают общины (муниципалитеты). По сообщению немецкого профессора Йохена Францке из Потсдамского университета, сделанному весной в КГИ на заседании Европейского клуба экспертов местного самоуправления, муниципальные бюджеты финансируют содержание и функционирование школ, в которых учатся дети мигрантов, дошкольных и других учреждений для приезжих детей и подростков.

Такая опека, по словам знакомой обозревателя «ЭЖ», заслуживающей доверия бизнесвумен из Кельна, иногда доходит до абсурда. К примеру, каждое утро к ее гостинице, в которой по договору найма с муниципалитетом проживали мигранты из Румынии, подъезжали два-три легковых такси, чтобы увезти детей в школу. Они же привозили школьников обратно. Оплата проезда — тоже из городской казны.

Сегодня из 81,5 млн жителей ФРГ заграничные корни имеют 16,4 млн человек. Это 20,1% от общей численности населения страны. Доля выходцев из других государств выглядит так: 40% — Сирия, 17% — Турция, 14% — Афганистан. Далее следуют Ирак, Польша и Россия (7%).

Тем не менее общины редко привлекаются к правовому регулированию миграционных вопросов, свидетельствует Й. Францке. Федеральный центр определяет основополагающие условия пребывания мигрантов и отвечает лишь за предоставление убежища иностранным гражданам. Земельные (региональные) влас­ти ответствены за размещение соискателей убежища, но чаще всего делегируют данное полномочие общинам, отдавая им причитающиеся на это финансовые средства. И на муниципалитеты, главным образом, обрушился в 2015 г. удар рекордного в истории страны миграционного наплыва в 890 000 человек. Муниципальные расходы на размещение иммигрантов, их интеграцию, включая языковые курсы, содержание дополнительного персонала, по данным Союза немецких городов, выросли в результате на 75% и составили в 2016 г. 26 млрд евро.

Это в финансово обеспеченных немецких муниципалитетах! А что было бы в России, где 90% местных бюджетов имеют дефицитную дыру?!

Тем не менее перед российскими муниципиями стоит непростая задача приноравливаться к «миграционному взрыву», решение которой невозможно без выстраивания финансовой парадигмы отношений с государственной властью. К тому же в муниципальной компетенции по-прежнему остается решение таких вопросов местного значения, актуальных в условиях миграционных процессов, но не ­обеспеченных финансовыми ресурсами, как:

  • участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения (за исключением сельских поселений), муниципального района, городского округа;

  • создание условий для реа­лизации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов.

Пребывание граждан из стран СНГ в РФ на дату, человек

Страна

20.01.2015

31.12.2015

01.05.2016

01.10.2016

31.12.2016

Украина

2 417 575

2 537 246

2 325 673

2 581 380

2 443 047

Узбекистан

2 215 780

1 819 140

1 726 198

1 779 002

1 511 344

Таджикистан

999 169

870 226

947 251

999 035

872 509

Беларусь

517 828

648 895

704 297

741 453

713 446

Киргизия

544 956

552 207

561 756

582 863

592 063

Казахстан

597 559

642 808

553 491

613 067

573 572

Азербайджан

579 493

528 790

483 830

531 471

531 085

Молдова

561 033

498 698

489 694

490 844

489 669

Армения

480 017

474 527

490 850

523 124

459 878

Пребывание граждан из стран дальнего зарубежья в РФ на дату, человек

Страна

13.11.2013

31.12.2015

01.05.2016

01.10.2016

31.12.2016

Германия

352 335

116 274

91 410

116 948

109 145

Китай

224 859

224 476

236 581

295 763

235 785

Финляндия

108 312

74 642

80 006

94 557

97 508

Турция

124 858

79 009

68 103

59 464

52 797

США

220 086

46 531

42 628

53 978

46 793

Франция

65 559

34 776

26 449

29 697

27 953

Великобритания

174 061

28 335

28 646

29 739

26 854

Италия

77 193

28 223

24 516

28 114

26 509

Испания

77 200

14 773

12 043

16 011

14 356

ИСТОЧНИК: РАНХиГС по данным ГУВМ МВД РФ, ЦБДУИГ