Миграция — цивилизационный вызов современности

| статьи | печать

«ЭЖ» продолжает публикацию фрагментов предоставленного редакции исследования президента Европейского клуба экспертов местного самоуправления, доктора экономических наук Эмиля Маркварта о местном самоуправлении и вызовах современного общества.

Предыдущая публикация Э. Маркварта («ЭЖ», № 39) по проблемам депопуляции в глобальном мире вызвала живой интерес у практиков и экспертов муниципального управления, о чем свидетельствует почта редакции.

Немного о понятии «вызовы современности»

Вызов — не любое текущее изменение, а изменение, ведущее к появлению существенных отличий по сравнению с существовавшей ранее ситуацией, утверждает аналитик. По его мнению, нынешний этап общественного развития характеризуется значительными и разнообразными изменениями и новыми тенденциями, которые требуют серьезного внимания со стороны органов местного самоуправления (собственно, как и государства) и могут уже в краткосрочной перспективе в значительной мере влиять на развитие этого института, его функции и формы деятельности.

Развитие общества постоянно ставит определенные вызовы перед властью и обществом. Государству и местному самоуправлению надо своевременно и правильно распознавать эти явления, чтобы быть готовыми к выработке адекватных ответов на них. Адекватность ответа определяется тем, насколько он служит интересам развития общества, как сегодня, так и в будущем. Поскольку изменения в обществе носят динамический характер и имеют существенные различия применительно к различным территориям и слоям (группам) лиц, то сложно составить исчерпывающий перечень «вызовов современности». Но можно выделить наиболее явные и значимые для анализа вызовы и их возможное влияние на общественное и государственное устройство, функционирование сложившейся системы отношений в целом и публичного управления в частности. Э. Маркварт предлагает сконцентрироваться на вызовах, имеющих значение для функционирования и развития института местного самоуправления, хотя, безусловно, ответы на многие из вызовов не могут быть даны только муниципалитетами — важная роль в поиске соответствующих решений принадлежит государству.

Вызовы современного общества можно классифицировать по различным основаниям. Большинство из тех, что влияют на местное самоуправление, можно разделить на три основные группы:

  • вызовы, связанные с изменением человеческого капитала;

  • вызовы, связанные с техническим (технологическим) прогрессом;

  • вызовы, связанные с изменением внешней среды.

Это деление в какой-то мере носит условный характер, поскольку, к примеру, технический прогресс и его влияние на институты в немалой степени зависит от качества человеческого капитала и наоборот. Изменения окружающей среды связаны с техническим прогрессом, с одной стороны, и с человеческим капиталом — с другой. Тем не менее предлагаемое деление позволяет структурировать группы вызовов с точки зрения их сущностной природы и рассматривать конкретные вызовы более системно. Сегодня речь о еще одном вызове, связанном с человеческим капиталом, — о миграции.

Внутренняя миграция ставит новые задачи перед местным самоуправлением

Ежегодная миграция в России оценивается в пределах 4,5—4,8 млн человек. Примерно 90% этого потока приходится на внутреннюю миграцию. Она, в свою очередь, примерно поровну делится на межрегиональную и внутрирегиональную.

Об оттоке жителей из малых поселений в крупные населенные пункты, или о внутренней миграции, частично упоминалось в публикации о депопуляции. Добавим только, что в постсоветский период население Чукотского автономного округа уменьшилось на 70%, соседней Магаданской области — на 60%. Примерно на 30% меньше стало жителей в Республике Коми, Камчатском крае, Мурманской области.

Основной отток в ходе межрегиональной миграции идет из Северо-Кавказского, Приволжского, Дальневосточного и Сибирского федеральных округов. Весь этот поток устремляется в Центральный, Северо-Западный и Южный федеральные округа.

Не останавливаясь более на описании ситуации и анализе ее причин, аналитик указывает, какие последствия такая тенденция имеет и будет иметь для местного самоуправления.

Приток значительного числа мигрантов, заметно отличающихся от коренного населения, становится вызовом для местного самоуправления в конкретном населенном пункте. Не секрет, что приток мигрантов с другой ментальностью часто вызывает настороженность и отчуждение у местных жителей, а иногда и у органов власти. Это состояние особенно усиливается в тех случаях, когда в течение короткого времени прибывает достаточно большое количество мигрантов, что может вести к образованию чуждых коренным жителям субкультур. Это, в свою очередь, замедляет процесс адаптации и ведет к противостоянию местных и приезжих, к криминализации территории. Примеров, увы, немалое количество.

У органов местного самоуправления появляются несвойственные им функции, а именно:

  • недопущение сегрегации;

  • организация диалога местных и приезжих жителей;

  • вовлечение неместных в дела местного сообщества;

  • превращение мигрантов в равноправных членов местного сообщества.

Соответственно, возникает потребность в переосмыслении и адаптации муниципальной политики в самых разных направлениях: градостроительстве и территориальном планировании, жилищной и культурной политике, организации образования (в т.ч. дополнительного), социальной поддержке, формах и механизмах вовлечения жителей в местное самоуправление.

Внешняя миграция — процесс глобальный

Наряду с оттоком/притоком населения внутри регионов и между регионами немало прибывает в российские муниципалитеты для постоянного проживания и граждан других государств. Такая миграция связана с глобализацией и свойственна большинству европейских стран.

По данным Росстата, в январе — июне 2016 г. увеличился приток мигрантов из стран СНГ. В 3,6 раза по сравнению с первой половиной прошлого года вырос миграционный обмен с Таджикистаном, в 2,5 раза — с Киргизией. В результате миграционный прирост населения России увеличился на 28 600 человек.

Подавляющее большинство — люди трудоспособного возраста, молодежь. Значительная их часть трудоустраивается, а также занимается индивидуальным предпринимательством в различных формах. Этот потенциал миграции органам местного самоуправления надо научиться использовать для развития территорий. Привнесение новых культурных традиций, обычаев обогащает и делает более разнообразной культуру мест их нового обитания. Кстати, единственной категорией, которая имеет положительный баланс миграции в сельскую местность регионов России, являются мигранты из-за рубежа.

Любопытный опыт интеграции зарубежных мигрантов в Екатеринбурге описан в статье доктора экономических наук, доцента Уральского института управления — филиала РАНХиГС Роберта Акьюлова «К вопросу об интеграции иностранных иммигрантов в крупных российских городах (на примере г. Екатеринбурга)» в журнале «Муниципалитет: экономика и управление» (2015, № 2). На основе собственного анализа ученый делает вывод о том, что иностранная трудовая иммиграция стала фактором развития российских регионов и городов, «поскольку в основном занимаются вакантные рабочие места в таких отраслях, как транспортные перевозки, строительство, жилищно-коммунальная сфера, розничная торговля». А местные и региональные бюджеты при легальном трудоустройстве пополняются за счет выдачи иностранцам патентов на работу.

В России в настоящее время отсутствует внятная стратегия (концепция) развития местного самоуправления, в то время как потребность в ней существует, делает заключение уже Э. Маркварт. По его убеждению, одной из задач будущей стратегии должен стать поиск ответов на разнообразные вызовы современности, определение базовых, устойчивых подходов к решению нынешних и будущих проблем и задач, адаптация института местного самоуправления к новым вызовам и формирование условий для развития самого института.

Изменения общей численности населения РФ с учетом данных зарубежных статистических органов (тыс. человек)

Годы

Изменения за год (по данным Росстата)

Изменения за год, скорректированные с учетом данных зарубежных статорганов

Общий прирост

В том числе миграционный прирост

Численность населения на 31 декабря

Миграционный прирост (разница прибывших и выбывших из России)

Соответствующий общий прирост

Расчет численности населения на 31 декабря

2010

31,9

271,5

142865,4

244,8

5,2

142838,7

2011

191,0

320,1

143056,4

289,5

160,4

143025,8

2012

290,7

295,0

143347,1

260,8

256,5

143312,9

2013

319,8

295,8

143666,9

249,9

273,9

143621,0

2014

146267,3*

146223,1

*с населением Крыма.

ИСТОЧНИК: Комитет гражданских инициатив по данным Росстата, зарубежных национальных и международных статистических органов