Новеллы в сфере госзакупок

| статьи | печать

Система государственных закупок, существующая в Российской Федерации, давно нуждалась в реформировании, в том числе и в направлении расширения числа предпринимателей, у которых государственные организации – заказчики осуществляют закупки. Рассмотрим, какие новшества в сфере закупок принесло малому и среднему бизнесу вступившее в силу 7 июня Постановление Правительства РФ от 20.05.2017 № 608.

Правовое регулирование

Органы федеральной, региональной и муниципальной власти и государственные корпорации, государственные и муниципальные унитарные и казенные учреждения в настоящее время являются основными поставщиками заказов для отечественного крупного, среднего и малого бизнеса. Поскольку сфера среднего и малого бизнеса в современной России нуждается в развитии, стимулирование государственных закупок у среднего и малого бизнеса предоставляет для этого прекрасную возможность.

Сфера государственных закупок в Российской Федерации регулируется, во-первых, Законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а во-вторых, – Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Закон № 44-ФЗ регулирует закупки государственных заказчиков, Закон № 223-ФЗ – общие принципы организации государственных закупок. Именно в последнем прописываются нюансы участия в государственных закупках организаций, в которых доля участия государства составляет более 50%. Следует также отметить, что государственные закупки по Закону № 223-ФЗ, в отличие от государственных закупок по Закону № 44-ФЗ, могут осуществляться только у малого и среднего бизнеса, если компания, участвующая в закупках, входит в реестр малых и средних предпринимателей.

Согласно официальным данным в 2016 году общая сумма тендеров по государственным закупкам, заключенных с представителями малого и среднего бизнеса, составила более 1,5 трлн руб. На 2017 год запланировано повышение цифры объемов государственных закупок до 1,6 трлн руб. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года предусматривает постепенное наращивание доли малых и средних предприятий в государственных закупках до 25%. Естественно, что планы руководства страны по стимулированию участия малого и среднего бизнеса в государственных закупках нуждались в нормативно-правовом обеспечении.

Постановление Правительства РФ от 20.05.2017 № 608 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» вступило в силу (за исключением отдельных положений) 7 июня 2017 года. Согласно ему были внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Напомним, что Постановление № 1352 устанавливает особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также прописывает годовой объем закупок, которые данные юридические лица обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства, и определяет порядок расчета годового объема закупок.

Суть Постановления № 608

В соответствии с Постановлением № 608 в деятельности организаций, работающих по Закону № 223-ФЗ, произойдут определенные изменения. В частности, в указанном постановлении был расширен перечень заказчиков, которым вменяется обязанность производить закупки у малых и средних компаний. Пункт 2 Постановления Правительства РФ № 1352 гласит, что теперь обязательно закупки у малого и среднего бизнеса будут осуществлять:

  • Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей принадлежит государственным компаниям, созданным на основании федерального закона.

  • Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным дочерним хозяйственным обществам.

  • Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия субъекта Российской Федерации, муниципального образования превышает 50%, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых совокупная доля участия Российской Федерации и субъекта Российской Федерации превышает 50%, при этом доля участия субъекта Российской Федерации превышает долю участия Российской Федерации, а годовой объем выручки от продажи продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг превышает 500 млн руб.

  • Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит юридическим лицам, указанным в абз. 6 настоящего пункта, годовой объем выручки которых превышает 500 млн руб.

  • Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит дочерним хозяйственным обществам, указанным в абз. 7 настоящего пункта, и годовой объем выручки которых от продажи продукции, оказания услуг, выполнения работ не превышает 500 млн руб.

Перечисленные категории хозяйственных обществ при этом не должны относиться к числу субъектов малого и среднего предпринимательства. Мониторинг соответствия хозяйственных обществ названным критериям будет осуществлять АО «Корпорация МСП».

Также в Постановлении подчеркивается, что начиная с 1 июля и по 31 декабря 2017 года годовой объем закупок товаров, работ, услуг, которые осуществляются перечисленными видами юридических лиц, устанавливается в размере не менее 9% от совокупного стоимостного объема заключенных данными юридическими лицами договоров. Помимо этого, к Постановлению прилагается форма годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Все решается

На самом деле изменения в систему государственных закупок были введены по той причине, что в последние годы малые и средние предприниматели стали проявлять нежелание участвовать в государственных закупках. Малый и средний бизнес объясняют низкий интерес к государственным закупкам чрезмерно высокими требованиями, которые выставляются заказчиками товаров или услуг. В частности, по мнению 42% опрошенных «Опорой России» и «Промсвязьбанком» предпринимателей, ключевой проблемой при проведении государственных закупок являются невыполнимые технические требования.

Заказчики требуют от участвующих в закупках предпринимателей сертификацию продукции даже в том случае, если ее обязательность нигде не прописана. Кроме того, от участников требуют аккредитацию в системе проверенных поставщиков заказчика и, наконец, обязывают пройти проверку сертификата центрами сертификации. В результате в государственных закупках часто принимал участие лишь единственный поставщик товаров, услуг, работ, что негативно влияло на конкуренцию, создавало препятствия для полноценного контроля за процедурой государственных закупок.

Все эти требования создавали существенные административные преграды для малого и среднего бизнеса, что в конечном счете и привлекло внимание Президента страны и Министерства экономического развития к проблеме участия малых и средних предпринимателей в процессе государственных закупок. Власть приняла решение упростить требования для участников государственных закупок и обязать заказчиков расширить работу с малым и средним бизнесом. В 2016 году премьер-министром Д. Медведевым было подписано постановление об увеличении доли прямых закупок, осуществляемых госкомпаниями у субъектов малого и среднего предпринимательства. С 1 января 2018 года государственные компании должны увеличить долю прямых закупок, приходящуюся на малый и средний бизнес, с нынешних 10% до 15%.

Создание оптимальных возможностей

Между тем еще 1 августа 2016 года началось ведение Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Это нововведение было направлено в том числе и на создание более оптимальных возможностей участия малого и среднего бизнеса в сделках по государственным закупкам. Благодаря содержащимся в реестре сведениям можно определить принадлежность хозяйствующих субъектов к категории среднего и малого предпринимательства, что представляется крайне важным в организации процесса государственных закупок у среднего и малого бизнеса. При этом проверка осуществляется оперативно, без необходимости получения сведений об учредительном составе, о среднесписочной численности, об объеме годовой выручки. Достаточно лишь убедиться в том, что хозяйствующий субъект действительно принадлежит к категории среднего или малого бизнеса.

Если сведения об участнике закупок отсутствуют в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, то заказчик государственных закупок может принять решение либо об отказе в допуске к участию в процессе закупок такого участника, либо об отказе от заключения договора с участником государственных закупок, являющимся единственным поставщиком товаров (услуг, работ).

С 1 января 2017 года вступила в силу ч. 8.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ. В соответствии с данной частью неисполнение обязанности по закупкам у средних и малых предпринимателей влечет за собой обязанность для заказчика в течение следующего календарного года начиная с 1 февраля руководствоваться Законом № 44-ФЗ. Эта мера действует в тех случаях, если:

1) заказчик не осуществил закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в объеме, который предусмотрен Постановлением Правительства РФ;

2) заказчиком была указана в годовом отчете недостоверная информация об объемах закупок у средних и малых предпринимателей;

3) заказчиком не был размещен годовой отчет о закупках, осуществленных им у субъектов среднего и малого предпринимательства.

Принятое Постановление способствует дальнейшему расширению участия малого и среднего бизнеса в государственных закупках. Поскольку список компаний, обязанных совершать закупки у субъектов среднего и малого предпринимательства, вырос за счет включения в него хозяйственных обществ с установленными долями государственного, регионального и муниципального капитала, в 2017 году ожидается дальнейший рост объемов государственных закупок у малого и среднего бизнеса. Пока лидирует по объемам сотрудничества с малым и со средним бизнесом г. Москва. Московские компании заключили более 40% от общероссийского объема подписанных государственных контрактов с малым и со средним бизнесом, что связано в первую очередь с позицией Правительства Москвы, обеспечившем преференции для участия малых и средних предпринимателей в государственных закупках города.

До последнего времени основной преградой для расширения участия малых и средних предпринимателей в государственных закупках являлось наличие обходных путей, позволявших заказчикам избегать привлечения малого и среднего бизнеса к закупкам. Против нововведений выступал крупный бизнес, так как они затрагивают крупнейшие компании с государственным участием, включая такие гиганты экономики, как «Газпром», «Ростелеком» или «РЖД».

Однако в текущей ситуации с учетом принятого Постановления Правительства выросло число компаний, которые теперь не смогут законным путем уклоняться от привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в государственных закупках.

Но даже это обстоятельство не исключает возможных злоупотреблений при организации государственных закупок, в частности заключения контрактов со «своими» фирмами либо с организациями, готовыми работать по демпинговым расценкам, но не гарантирующими высокого качества исполнения работ. Многие организации в целях обхода обязательных конкурсов и аукционов, проведение которых характеризуется наличием четких критериев и требований, обращаются к практике «иных способов закупки», под которыми часто скрываются испытанные методы организации закупки у единственного поставщика товаров и услуг.