В моногородах уповают на дозволение правительства открыть ТОСЭР

| статьи | печать

Управленческие команды 33 монопрофильных муниципальных образований из 18 регионов страны защитили проекты развития своих городов. Защита состоялась в Высшей школе государственного управления РАНХиГС при Президенте РФ по окончании специализированного учебного курса в марте — мае текущего года.

В абсолютном большинстве представленных разработок главная надежда на достойную жизнь в моногороде связана с приданием ему статуса территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) или созданием такой зоны свободного предпринимательства с набором налоговых льгот для инвесторов на территории муниципального образования.

Многие команды воспользовались утвержденными в период их обучения Правительством РФ Критериями создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения, и на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов) со стабильной социально-экономической ситуацией. Соответствующее постановление (от 26.04.2017 № 494) было принято в связи с внесением изменений в федеральный закон о территориях опережающего социально-экономического развития (от 29.12.2014 № 473-ФЗ), направленных на совершенствование механизмов принятия решений о создании ТОСЭР в моногородах или придании такого статуса всему муниципальному образованию. Уточнены, в частности, требования к инвестиционным проектам, реализуемым на таких территориях свободного предпринимательства. Установлены также дополнительные требования к резидентам ТОСЭР в моногородах.

По мнению большей части экспертного сообщества, далеко не все монопрофильные муниципальные образования соответствуют новым условиям. К примеру, в каком муниципалитете могут твердо заявить, что обладают «успешным опытом реализации крупного инвестиционного проекта»? Разве что в таких гигантах, как Набережные Челны и Тольятти, тоже числящихся в федеральном списке моногородов из 319 административно-территориальных единиц. Или какой местный бюджет способен обеспечить «положительное сальдо объема дополнительных доходов, поступающих в бюджетную систему, по отношению к выпадающим доходам федерального, регионального и муниципального бюджетов за время существования ТОСЭР»?

Не случайно во всех защищенных проектах присутствует софинансирование муниципальных проектов со стороны федерального института развития — некоммерческой организации «Фонд развития моногородов» (ФРМ) для решения таких проблем, как местные дороги, энергетические потребности и возможность подключения к коммуникационным сетям, а в ряде случаев вовсе создание систем электро-, газо- и теплоснабжения, водообеспечения и водоотведения.

Среди высоких рисков срыва реализации амбициозных проектов президент Европейского клуба местного самоуправления Эмиль Маркварт называет такие факторы, как:

  • повышенные требования к уровню квалификации работников на современных производствах;

  • отток населения из монопрофильных муниципальных образований;

  • ограниченность в моногородах трудовых ресурсов;

  • низкий уровень предпринимательской инициативы жителей моногородов.

Необходим детальный анализ возможностей по привлечению и профессиональной переподготовке персонала в каждом отдельном случае, считает эксперт. Позитивным моментом он назвал присутствие в представленных проектах мер поддержки малого и среднего бизнеса — от создания бизнес-инкубаторов и коворкингов до грантов начинающим предпринимателям и льготных кредитных ставок.

Базовым сценарием развития моногородов во всех представленных проектах было привлечение частных инвестиций в новые производства при активном содействии органов государственной власти и местного самоуправления. Спектр новых производств, по свидетельству аналитиков Комитета гражданских инициатив, сильно варьировался в зависимости от специфики территорий. Они отметили присутствие:

  • инновационных стартапов, включая ИТ-проекты;

  • выпуска робототехники;

  • производства высокотехнологичного медицинского оборудования;

  • организации логистических центров;

  • глубокой переработки древесины;

  • хранения, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.

Отсюда широкий диапазон бизнес-предложений. И совсем не случайно в каждой управленческой команде наравне с практиками государственного и муниципального управления были представители малого и среднего бизнеса. Всех их объединяет искреннее желание избавить города от монозависимости, создать вне градообразующих предприятий новые рабочие места.

Обязательным элементом в представленных проектах был раздел «Пять шагов благоустройства» («ЭЖ», 2017, № 2). Для определения приоритетов в развитии городской среды команды использовали различные форматы обратной связи: где-то проводись опросы жителей (чаще всего с помощью интернета), где-то создавали фокус-группы из активных граждан, где-то организовывали публичные стратегические сессии. К примеру, в Московской области считают, что «благоустройство — классика местного самоуправления».

По мнению координатора реализуемого Комитетом гражданских инициатив проекта «Муниципальная карта России: точки роста» Дмитрия Соснина, приоритетом развития городской среды должно быть не просто обустройство центральных площадей, скверов, набережных и дворов, а создание в моногородах общественных пространств, действительно востребованных местными жителями, пространств, способных быть центрами кристаллизации гражданской активности и реализации социальных инициатив.

В любом случае решение остается за федеральным правительством. Оно создает ТОСЭР сроком на десять лет, а при необходимости может продлить этот срок до «выхода из тупика» еще на пять лет. Но для этого муниципальным властям надо пройти длинный путь от составления грамотной заявки до принятия правительственного решения. Достижение «светлого будущего» для большинства моногородов может растянуться на десятилетия. Чтобы хоть как-то ускорить процесс, многие управленческие команды наряду с защитой разработанных ими проектов подготовили заявки в Фонд развития моногородов на софинансирование предлагаемых предложений. Это тоже не случайно. Учеба по программам развития моногородов проходила на площадках РАНХиГС и инновационного парка «Сколково» при участии фонда. Согласно годовому отчету ФРМ, обучение прошли 423 человека. Многие из них воспользовались учебными пособиями по муниципальному управлению, подготовленными экспертами, в том числе активными авторами «ЭЖ», в 2015—2017 гг.

К сведению

Критерии создания территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в монопрофильных муниципальных образованиях

  • Наличие потенциальных резидентов территории опережающего социально-экономического развития (далее — резиденты), подтвердивших (в письменной форме) готовность реализовать инвестиционные проекты на территории предполагаемой к созданию территории опережающего развития.

  • Наличие возможности обеспечить резидентов земельными участками и иным имуществом, которое возможно использовать для целей реализации инвестиционных проектов.

  • Наличие возможности обеспечить резидентов необходимыми ресурсами, в том числе кадровыми.

  • Наличие в случае имеющихся инфраструктурных и иных ограничений предложений по их устранению, достаточных для обеспечения планируемых к размещению на территории опережающего развития резидентов необходимыми ресурсами.

  • Наличие положительного сальдо объема дополнительных доходов, поступающих в федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ и местный бюджет по отношению к выпадающим доходам соответствующих бюджетов за период функционирования территории опережающего развития.

  • Наличие сведений о создании территории опережающего развития в стратегии социально-экономического развития субъекта РФ и (или) иных документах стратегического планирования.

  • Наличие успешного опыта реализации в субъекте РФ или муниципальном образовании, на территориях которых предполагается создание территории опережающего развития, крупных инвестиционных проектов.

  • Отсутствие действующих льготных режимов на территории моногорода либо наличие обоснований целесообразности создания территории опережающего развития на территории моногорода с учетом действующих льготных режимов.

  • Наличие в течение трех лет, предшествующих дате подачи заявки о создании территории опережающего развития, среднесписочной численности работников в градообразующей организации моногорода, достигшей 15 и более процентов среднесписочной численности работников всех организаций, осуществляющих деятельность на территории моногорода; или наличие уровня регистрируемой безработицы в моногороде, достигшего одного и более процента (данный критерий относится к категории моногородов со стабильной социально-экономической ситуацией, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ в соответствии со ст. 34 закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ).

ИСТОЧНИК: постановление Правительства РФ от 26.04.2017 № 494