Моногорода не делятся больше на слабые и очень слабые

| статьи | печать

Все монопрофильные муниципалитеты в равной степени претендуют теперь на помощь Фонда развития моногородов, поскольку отменена их градация по сложности социально-экономического положения. Такое сообщение сделал генеральный директор Фонда развития моногородов Илья Кривогов на круглом столе «Новая экономика промышленных городов», состоявшемся недавно в Москве.

Напомним, что ранее моногорода подразделялись на три категории:

  • с наиболее сложным социально-экономическим положением;

  • с рисками ухудшения социально-экономического положения;

  • со стабильной социально-экономической ситуацией.

Соответственно, существовала очередность на получение финансовой поддержки от федерального института развития — некоммерческой организации «Фонд развития моногородов», учрежденной три года назад, в октябре 2014 г. Первыми в этом ряду, или в «красной зоне риска», по определению первого вице-премьера России Игоря Шувалова, были, естественно, монопрофильные муниципальные образования с наихудшим социально-экономическим состоянием. Согласно экспертным оценкам, в первоочередниках числился почти каждый третий из 319 моногородов.

С отменой градации одним из первых внеочередников стал город Котовск Тамбовской области. Согласно подписанному в середине месяца соглашению между областной администрацией и Фондом развития моногородов Котовск получит от института развития 26 млн руб., из регионального бюджета — 3 млн руб. и из собственного бюджета вложит 1 млн руб. на реконструкцию объектов инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционных проектов. Планируется, в частности, построить новую автомобильную дорогу к заводу нетканых материалов. В перспективе обновление всей инфраструктуры позволит городу претендовать на создание в нем ТОСЭР — территории опережающего социально-экономического развития. По словам главы Котовска Алексея Плахотникова, новая дорога откроется уже к лету 2018 г.

Примеру Котовска может последовать другой тамбовский моногород — Знаменка. Он тоже находился по прежнему делению в категории со стабильной социально-экономической ситуацией. По крайней мере, Фонд развития моногородов и Фонд содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Тамбовской области договорились о расширении финансирования предприятий малого и среднего бизнеса в моногородах области и создании условий для обеспечения им равного доступа к заемным ресурсам.

Губернатор области Александр Никитин выразил надежду, что федеральный институт развития обратит внимание «и на социальные вопросы монообразований», поскольку среди целей Фонда развития моногородов значатся создание новых рабочих мест и привлечение инвестиций в монопрофильные муниципальные образования.

Его пожелание сходится с мнением руководителя рабочей группы по модернизации моногородов при правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, заместителя председателя ВЭБ Ирины Макиевой. На круглом столе «Новая экономика промышленных городов» она заявила, что органам местного самоуправления муниципальных образований, зависимых от благополучия градообразующих предприятий, следует как можно больше вовлекать граждан в экономику моногородов. По ее словам, эффект от этого при диверсификации экономики будет гораздо выше, «а пока граждане не вовлечены в общегородские дела, они считают, что ничего не происходит».

Генеральный директор Фонда развития моногородов Илья Кривогов тоже считает, что местным администрациям надо советоваться с людьми, для чего следует прибегать к общественным слушаниям.

По словам главы города Новотроицка Оренбургской области Юрия Араскина на круглом столе в Москве, «самое трудное — убедить местных предпринимателей в реальности планов и действий местной администрации, в перспективу устойчивого развития своего города». Искусство убеждения его управленческая команда из муниципальных служащих и специалистов градообразующего предприятия «Уральская сталь» постигала на совместной учебе в Сколково, организованной Фондом развития моногородов. По возвращении домой «выпускники Сколково» открыли проектный офис и многофункциональный центр для предпринимателей. В результате число хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства в моногороде выросло с 1200 до 2100.

Обучение в Сколково прошли почти 250 управленческих команд, осталось сформировать и обучить команды единомышленников еще из 70 моногородов.

Напомним, что в июле 2016 г. Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам при Президенте РФ утвердил 11 национальных проектов, призванных способствовать экономическому росту и повышению качества жизни и благосостояния россиян.

Одно из этих стратегических направлений — модернизация моногородов. Главные задачи проекта:

  • диверсификация экономики моногородов;

  • создание условий для привлечения инвестиций и развития бизнеса;

  • создание новых рабочих мест;

  • комфортные условия жизни в моногородах.

До конца 2018 г. в рамках проекта предусматривается:

  • создать не менее 200 000 рабочих мест, не связанных с градообразующим предприятием;

  • привлечь 317 млрд руб. инвестиций в основной капитал;

  • значительно улучшить качество городской среды.

В 2015—2016 гг. на поддержку экономик моногородов было предоставлено 56,2 млрд руб. В 26 моногородах созданы ТОСЭРы, в которые за два года привлечено более 170 млрд руб. частных инвестиций. На территориях с льготным налогообложением и другими преференциями уже начали работать 50 резидентов, еще 20 заявок находятся на рассмотрении в Министерстве экономического развития РФ.

В 319 моногородах в 61 субъекте РФ проживает около 14 млн человек. Самый маленький из них — городское поселение Беринговский в Чукотском автономном округе с населением менее 1000 человек, самое крупное монопрофильное муниципальное образование — город Тольятти в Самарской области (712 000 жителей).