Электронные сигареты: юридический аспект

| статьи | печать

Если порядок реализации и использования обычных сигарет законодатель в той или иной степени урегулировал, то вопрос с так называемыми электронными сигаретами, или вейпами, по сей день остается открытым. В ситуации правового вакуума практика складывается в зависимости от субъективного восприятия участников правоотношений. Расскажем об одном судебном деле, в котором контролирующий орган пытается создать прецедент, приравнивающий электронные сигареты и жидкости к ним к табачной продукции.

Творчество Роспотребнадзора

В общественности и на законодательном уровне (законопроект № 105344-7) идут обсуждения по вопросу принятия поправок в Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Закон об охране здоровья), которыми предлагается распространить ограничения и запреты в сфере торговли табаком на электронные сигареты.

Несмотря на то что на сегодняшний день никакого закона, приравнивающего электронные сигареты к табачной продукции, нет, уже сейчас Роспотребнадзор пытается ограничить оборот данной продукции путем привлечения предпринимателей, реализующих электронные сигареты, к административной ответственности.

Так, в арбитражный суд одного субъекта Российской Федерации поступило заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ индивидуального предпринимателя.

Роспотребнадзор мотивировал свое заявление следующим: в магазине предпринимателя ведется розничная продажа жидкостей для электронных сигарет. В состав данной жидкости входят ароматизаторы, пропиленгликоль, глицерин и никотин. При этом, по мнению контролирующего органа, ввиду того, что в состав продукции входит никотин, а принцип работы электронных сигарет предполагает нагревание специальной жидкости (продукции) и перевод ее в парообразное (мелкодисперсное) состояние, в процессе чего образуется пар, предназначенный для вдыхания, данную продукцию необходимо относить к табачной, оборот которой регулируется требованиями технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» ТР ТС 035/2014.

Данное утверждение Роспотребнадзора, по нашему мнению, не соответствует положениям действующего законодательства. Как упоминалось выше, в России еще нет закона, приравнивающего жидкости к электронным сигаретам и сами электронные сигареты к табачной продукции.

Таможенное законодательство в помощь

В соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2014 № 107 с 15 мая 2016 года вступил в силу технический регламент Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (далее – ТР ТС 035/2014, Регламент).

Указанный Регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования к табачной продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза, а также требования к информации (маркировке), наносимой на потребительскую упаковку табачной продукции для обеспечения ее свободного перемещения.

На основании разд. III Регламента признаками, характеризующими табачную продукцию, являются: компонентный состав (наличие табачного листа и (или) других частей табачного растения), его характеристики и способ применения табачной продукции.

На основании разд. II Регламента табачной продукцией признается табачное изделие, упакованное в потребительскую упаковку. При этом в соответствии с Регламентом табачное изделие – это продукт, полностью или частично изготовленный из табачного листа и (или) других частей табачного растения в качестве сырья, приготовленный таким образом, чтобы использовать его для курения.

Следовательно, под способом применения табачной продукции законодатель понимает курение табачного изделия.

Термины и процессы

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 2 Закона об охране здоровья курением табака признается применение табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления.

В результате тления образуется дым, который и поглощается лицом, использующим табачные изделия.

Стандартом Совета экономической безопасности (далее – СТ СЭВ 383-87) определены следующие понятия тления и горения (к стандарту отсылает ГОСТ 12.1.033-81 в части данных понятий):

  • горение – это экзотермическая реакция окисления вещества, сопровождающаяся, по крайней мере, одним из трех факторов: пламенем, свечением, выделением дыма;

  • тление – это беспламенное горение материала.

Вместе с тем процесс нагревания специальной жидкости (продукции) и перевод ее в парообразное (мелкодисперсное) состояние не является процессом тления или горения, в результате которого образуется дым.

Так, в результате нагревания специальной жидкости посредством электронных испарителей (электронных сигарет) не происходит беспламенного горения материала, а жидкость (продукция) лишь изменяет свое агрегатное состояние, превращаясь в пар.

Таким образом, специальную жидкость для электронных сигарет, как и сами электронные сигареты, нельзя признать табачной продукцией, и их оборот, следовательно, не регулируется требованиями Регламента.

За что ответственность?

В качестве объективной стороны состава административного правонарушения Роспортребнадзор вменяет предпринимателю нарушение им обязательных требований, предусмотренных ТР ТС 035/2014.

Так, по мнению Роспотребнадзора, предприниматель хранил и реализовывал табачную продукцию, которая не содержит на потребительской упаковке (листе-вкладыше) обязательной для такой продукции информации, а значит, она не соответствует требованиям Регламента Таможенного союза.

На основании ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 2 ст. 14.43 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение изготовителем, продавцом требований технических регламентов к продукции, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Роспотребнадзором не доказано, что жидкость (продукция) для электронных сигарет при ее образовании в парообразное состояние причиняет вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Жидкость для электронных сигарет не является табачной продукцией и не попадает под регулирование ТР ТС 035/2014, к ней не относятся требования по нанесению на потребительскую упаковку (листа-вкладыша) обязательной для табачной продукции информации.

По нашему мнению, в действиях предпринимателя по хранению и реализации жидкости (продукции) для электронных испарителей отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения.