Коммерсанты увидели «свет в конце тоннеля»

| статьи | печать

Индекс предпринимательской уверенности в торговле в I квартале нынешнего года подскочил сразу на 3 п.п. (до +4%) в результате резкого увеличения оценок спроса, товарооборота и прибыли, на которые руководители торговых компаний надеются в следующие три месяца. Оценки текущих операционных показателей тоже улучшились, но пока лишь слегка…

Ряд негативных тенденций в динамике ключевых показателей розничных предприятий в I квартале 2017 г. приостановился. Прежде всего это выразилось в ослаблении негативных оценок руководителями коммерческих организаций такого важного показателя, как спрос. По итогам первых месяцев работы в текущем году уменьшение заказов на реализуемую продукцию констатировали чуть более четверти респондентов, хотя в IV квартале их доля составляла треть опрошенных предпринимателей. Статведомство также зафиксировало положительные изменения предпринимательских оценок объема продаж и розничного товарооборота.

Тем не менее слабый пока еще потребительский спрос привел лишь к небольшому расширению ассортимента реализуемых товаров. Текущая номенклатурная матрица формировалась с учетом сезонной «подстройки», что на фоне вялого поведения потребителей мало повлияло на увеличение ассортимента товаров в рознице.

Кадровая политика «капитанов» отрасли мало изменилась по сравнению с предыдущим кварталом, однако интенсивность процесса высвобождения персонала заметно снизилась.

Проводимая государством денежно-кредитная политика и улучшение внешнеэкономической конъюнктуры способствовали укреплению рубля и последовательному замедлению инфляции, что привело к достижению ее минимальных значений.

Многие ретейлеры продолжали привлекать покупателей за счет снижения розничных цен на различные категории товаров в рамках разнообразных рекламных акций. Это привело к очередному замедлению роста цен по сравнению с IV кварталом предшествующего года. Вместе с тем доля предпринимателей, отмечавшая данную тенденцию в начале 2015 г., достигала 60%, в 2016 г. опустилась до 55%, а по итогам I квартала 2017 г. составила уже 45%.

Будущее позитивно

Главным позитивным трендом января — марта 2017 г. стал рост предпринимательского оптимизма относительно будущего развития коммерческих предприятий. Впервые за последние несколько лет опрос Росстата зафиксировал более чем двукратное улучшение предпринимательских настроений относительно ожидаемых во II квартале изменений в динамике заказов, товарооборота, объема продаж и прибыли.

Именно эта тенденция в оценках директорского корпуса отрасли оказала решающее воздействие на итоговый результат основного индикатора обследования — индекса предпринимательской уверенности (ИПУ), который переместился в благоприятный диапазон, увеличившись на 3 п.п. (до +4%).

Положительные перемены также наблюдались в оценках, данных руководителями торговых компаний будущей динамике экономических показателей второго уровня. Так, их прогнозные оценки показывают, что во II квартале на фоне традиционной сезонной активизации потребителей предприниматели планируют увеличить численность занятых.

Кроме того, топ-менеджеры коммерческих предприятий выразили уверенность, что во II квартале они смогут существенно расширить ассортимент предлагаемых товаров в своих торговых организациях.

Нужно восстановить доходы среднего класса

«Впервые за последние несколько лет пессимистические предпринимательские оценки, задающие доминирующие стагнационные тренды, несколько ослабли и слегка наполнились оптимизмом, — комментирует ситуацию директор Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) ВШЭ Георгий Остапкович. — Очевидно, что для повышения рентабельности фирм предприниматели продолжали наращивать и без того высокую степень клиентоцентричности бизнеса, борясь за каждого покупателя. Одновременно последние новости ведущих ретейлеров относительно своего стратегического планирования свидетельствуют, что снижение издержек и поиск новых альтернатив развития бизнеса станут неотъемлемыми антикризисными процедурами. Например, „Дикси“ планирует отказаться от половины своих складов, „Перекресток“ меняет ассортиментную матрицу под менее состоятельного клиента, „Магнит“ хочет создать сеть аптек на своих площадях, группа компаний „О’КЕЙ“ утраивает сеть дискаунтеров».

Одним из основных трендов на рынке крупного ретейла в текущем году, по мнению руководителя ЦКИ, станет дальнейшая консолидация. Федеральные сети продолжат поглощения мелкой розницы в регионах.

Весомую роль в стабилизации социально-экономической ситуации в стране будут играть, по оценке Г. Остапковича, применяемые сегодня инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ, которые смягчают влияние внешних шоков на домашние хозяйства и экономику в целом.

Выход на запланированный ЦБ таргет в 4% вкупе с достижением предсказуемости уровня процентных ставок, защищающих сбережения от обесценивания, на данном этапе необходимы для обеспечения социальной стабильности и адаптивности населения к восстановлению потребительских расходов. Речь идет о формировании восстановительной модели потребительского спроса, которая в условиях новой реальности выступает одним из определяющих факторов будущей динамики экономической активности сферы торговли.

«Желательно, чтобы восстановление доходов домашних хозяйств проходило по всем категориям населения, а не только за счет компенсационной помощи низкодоходному населению и низкооплачиваемым бюджетникам, — подчеркивает Г. Остапкович. — Необходимо отдавать себе отчет, что для розничной торговли самым предпочтительным контентом являются представители среднего класса, которые более структурированы и более постоянны, а также предсказуемы в приобретении продовольственных и непродовольственных товаров. Эта категория населения, как правило, совершает покупки товаров в любой ценовой линейке, кроме товаров люкс. В отличие от низкодоходного населения, которое постоянно находится в поиске торговых точек с более низкими ценами, и высокодоходного населения, которому без разницы, где приобретать товары, средний класс редко изменяет своим магазинам».

Ретейлерам гораздо проще составлять свой бизнес-план по товарообороту и прогнозировать свои отношения с поставщиками, когда они знают, что их торговую точку постоянно посещают представители среднего класса с достаточным уровнем доходов. Они обычно имеют возможность обеспечить себя и свою семью базовым уровнем потребления. Поэтому, по словам ученого, необходимо как минимум восстановить средний класс и его доходы, уменьшившиеся за последние три года из-за экономических неурядиц в стране. Это важно не только в целях улучшения потенциала гражданского общества, но и для повышения деловой активности в сфере розничной торговли в частности.