Сфера услуг преодолела кризис деловой активности

| статьи | печать

Индекс предпринимательской уверенности в сфере услуг во II квартале составил –4%, сохранив значение предыдущих трех месяцев. Наиболее высокий уровень ИПУ показали компании, оказывающие страховые и творческие услуги. Начало туристического сезона вдохнуло также оптимизм в предпринимателей, занимающихся санаторно-курортным сервисом.

Позитивный деловой настрой продемонстрировали во II квартале нынешнего года предприятия, специализирующиеся на страховых услугах (ИПУ +5%), организации, занятые творческими услугами в области искусства (+3%) и санаторно-курортным сервисом (+3%).

В остальных сегментах сервисной деятельности сложились отрицательные значения индекса. Традиционно для последних лет наименее уверенно ощущали себя предприниматели, занятые ремонтом предметов личного потребления (–7%), предоставлением персональных (–8%) и риелторских услуг (–9%).

Вместе с тем ученые Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) ВШЭ отмечают, что даже аутсайдеры отрасли уже преодолели кризис деловой активности, когда на протяжении 2015—2016 гг. ИПУ в перечисленных выше и некоторых других секторах характеризовался двузначными отрицательными значениями.

Спрос на услуги в апреле — июне текущего года продолжал сокращаться. Баланс оценок изменения показателя составил –13%, что на 2 п.п. ниже значения предыдущего квартала. При этом около 40% руководителей компаний считали, что сложившийся в их организациях уровень спроса ниже «нормального» (в 2013—2014 гг. такие оценки давали не более трети предпринимателей).

Снизилась востребованность многих видов услуг, особенно рекламных, риелторских, персональных и по ремонту предметов личного потребления, где балансы оценок изменения данного показателя составили от –17 до –20%.

В то же время баланс оценок изменения спроса на страховые услуги был близок к нейтральному уровню (–4%).

Количество заключенных договоров (число обслуженных клиентов) во II квартале 2017 г. продолжило снижаться. Баланс оценок изменения данного показателя составил –13%, что на 3 п.п. ниже значения предыдущих трех месяцев.

Занятость в сфере услуг сокращалась прежними темпами: баланс оценок изменения численности работников составил, как и кварталом ранее, –7%. Тенденция сокращения штатов преобладала во всех наблюдаемых видах услуг, кроме ломбардных и стоматологических, в этих сегментах сложились положительные балансы оценок +1 и +2% соответственно.

Среди позитивных трендов можно выделить тот факт, что большинство предпринимателей считают экономическое положение своих компаний «удовлетворительным» (67%) или «благоприятным» (15%). «Неблагополучным» назвали экономическое положение своих организаций лишь 18% руководителей сервисных фирм.


Достаточно оптимистично выглядят ожидания предпринимателей на III квартал 2017 г. По всем основным показателям, формирующим деловой климат, балансы прогнозных оценок имели положительные значения. Исключение составила только предполагаемая динамика численности занятых: равное число руководителей собирается и сокращать, и расширять штаты. Нулевой баланс оценок ожидаемого изменения данного показателя можно также трактовать позитивно. Он свидетельствует, что большинство предпринимателей сохранят численность работников, рассчитывая по меньшей мере на стабильное функционирование своего бизнеса в ближайшем будущем.

Директорский корпус сервисной отрасли не ожидает заметного повышения цен на услуги: баланс соответствующих оценок остался на одной из самых низких отметок за весь период наблюдений (+2%).

В целом такие прогнозы, по мнению экспертов ЦКИ, свидетельствуют о возможном постепенном выходе сферы услуг из стагнации во второй половине текущего года при сохранении макроэкономической стабильности и улучшении динамики доходов населения.