Больше элит — хороших и разных

| статьи | печать
Больше элит — хороших и разных

Концентрация власти в руках одной группы политического истеблишмента приводит к замедлению социально-экономического развития, отмечают эксперты Всемирного банка (ВБ) в докладе «Государственное управление и закон». Неравномерное распределение власти снижает эффективность экономической политики и порождает хорошо известные россиянам (и жителям многих других стран) явления — коррупцию, распыление бюджетных средств и «кумовство».

В результате асимметрии власти, подчеркивают авторы доклада ВБ, целые группы в политическом истеблишменте, не говоря уже о простых людях, могут быть отстранены от разработки экономической политики и лишены благ и результатов от участия в этом процессе.

В большинстве развивающихся стран — именно для них характерно неравномерное распределение власти — число социальных групп, принимающих решения о распределении государственных средств и активов, невелико.

Так, в Индии к реальному участию в процессе государственного управления допущены, по оценке аналитиков ВБ, пять групп: высшие чиновники, представители законодательной и судебной власти, политические партии и бюрократический аппарат. В Индонезии на вершине пирамиды власти расположились высшие чиновники, законодатели, политические партии и национальные компании.

В некоторых государствах, к числу которых относятся Россия, Турция и Руанда, власть, по мнению экспертов ВБ, сконцентрирована в руках представителей одной группы элиты — высших чиновников.

Тем не менее позитивные изменения в структуре власти возможны благодаря активному участию граждан, которые могут создавать коалиции, способные изменить стимулы для людей, принимающих решения. Правда, при этом элита должна быть способна ограничить свое влияние, чтобы проводимая государством экономическая политика стала более эффективной.

«По мере того как эффективное оказание услуг, качественная инфраструктура и справедливые институты приобретают все большее значение, правительствам совершенно необходимо использовать ограниченные ресурсы с максимальной эффективностью и прозрачностью, — отметил президент Группы Всемирного банка Джим Ен Ким. — Это означает, что необходимо задействовать опыт и знания частного сектора, тесно сотрудничать с гражданским обществом и активизировать усилия по борьбе с коррупцией».

Кроме того, экономисты ВБ считают необходимым повышать эффективность координации с тем, чтобы влиять на ожидания и стимулировать всех членов общества к социально полезным действиям.

Например, финансовая стабильность зависит от степени доверия к финансовой политике. Если доверие к финансовой системе подорвано, население начинает массовое изъятие банковских вкладов, хотя граждане знают, что в период экономических потрясений деньги лучше хранить в банке.

Еще одним акцентом государственной политики должно быть стимулирование сотрудничества. Оно ограничивает возможности для оппортунистического поведения (к примеру, для уклонения от уплаты налогов), зачастую за счет использования определенных механизмов поощрения или применения штрафных санкций.

В России официальной целью приватизации государственных активов в «лихие девяностые» было повышение их эффективности. Однако, по оценке экспертов ВБ, в реальности на месте государственных предприятий возникли неэффективные олигополии, а также новый класс олигархии, который сопротивлялся реформам, направленным на развитие конкуренции.

В качестве рецепта для сформировавшейся в результате реформ девяностых годов системы управления аналитики ВБ предлагают расширить круг элит, участвующих в процессе принятия решений. Кстати, в Бразилии, кроме высших чиновников, представителей законодательной и судебной власти, политических партий, в выработке государственных решений активное участие принимают средства массовой информации…