Потеря больничных листов не повод для снятия расходов

| статьи | печать

Больничный лист не является единственным документом, подтверждающим расходы страхователя на выплату пособий по временной нетрудоспособности. Такой вывод поддержан Верховным судом РФ в Определении от 28.12.2016 № 305-КГ16-17521.

Общие правила

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается физическим лицам по месту их работы. Для его получения работник должен представить работодателю больничный лист, выданный медицинской организацией (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», далее — Закон № 255-ФЗ). Форма больничного листа утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 347н.

Работодатель уменьшает сумму страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС России, на произведенные им расходы по выплате страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страховых взносов недостаточно для осуществления выплат в полном объеме, компания обращается за необходимыми средствами в территориальный орган ФСС России по месту своей регистрации (ч. 2 ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ).

Пунктом 18 Положения о ФСС России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.94 № 101, установлено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются. В связи с этим возникает вопрос: может ли территориальный орган ФСС России отказать в зачете расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, если компания потеряла представленные работниками больничные листы?

Мнение чиновников

Специалисты ФСС России считают, что в случае утраты больничных листов компания не имеет права на зачет расходов по выплате пособий по временной нетрудоспособности. В письме от 17.07.2013 № 15-03-11/12-7761 они указали, что любое расходование бюджетных средств должно быть документально обоснованным и подтвержденным надлежащими бухгалтерскими документами. Организации обязаны хранить первичные учетные документы не менее пяти лет.

Основанием для выплаты пособия по временной нетрудоспособности является только больничный лист. Справки медицинских учреждений о выдаче ими больничных листов не относятся к финансовым документам, на основании которых производятся расходы по государственному социальному страхованию. Таким образом, если в ходе выездной проверки страхователем не представлены оригиналы листков нетрудоспособности, расходы на выплату пособия к зачету за счет средств государственного социального страхования не принимаются.

Косвенно данный вывод подтверждает письмо Минтруда России от 26.02.2016 № 17-3/В-76. В нем сказано, что в случае выплаты пособия при отсутствии соответствующих документов указанные суммы не могут являться страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию.

Судебный подход

Однако арбитры считают, что утрата больничных листов работников не лишает компанию права на зачет выплаченных пособий. Пример тому — дело, рассмотренное в комментируемом Определении.

В ходе выездной проверки компания не смогла представить запрошенные контролерами из территориального отделения ФСС России листки нетрудоспособности по причине их утраты. В подтверждение обоснованности расходов на социальное обеспечение компания предъявила фонду полученные из поликлиник положительные ответы по выданным спорным листкам нетрудоспособности с приложением копий корешков указанных листков и выписок из амбулаторных карт. Однако проверяющих эти документы не удовлетворили. Они признали неправомерным зачет расходов на выплату пособий по утерянным листкам и доначислили компании страховые взносы, а также штраф и пени.

Суды всех трех инстанций встали на защиту компании. Они указали, что материалами дела подтверждается факт болезни работников компании. Ответы медицинских учреждений, содержащие сведения о выданных листах нетрудоспособности с указанием их серий и номеров, фамилии, имени, отчества работников, периодов нетрудоспособности, являются надлежащими доказательствами наступления страховых случаев. Они подтверждают фактическую выдачу работникам больничных листов, позволяют определить периоды временной нетрудоспособности застрахованных лиц.

Довод фонда о том, что расходы компании не подтверждены документально, так как оригиналы листков нетрудоспособности не были представлены на момент проверки, был отклонен судами. Они отметили, что необеспечение компанией сохранности оригиналов листков временной нетрудоспособности само по себе не может являться основанием для непринятия к зачету произведенных ей расходов. Действующим законодательством не предусмотрена повторная выдача листков нетрудоспособности взамен утраченных страхователем. Поэтому правомерность произведенных расходов компания подтвердила иными документами (письмами лечебных учреждений, расчетами пособий по временной нетрудоспособности, копиями корешков больничных листов). Непредставление компанией оригиналов документов при соблюдении всех иных условий принятия расходов к зачету само по себе не может служить поводом для отказа фондом в зачете расходов на цели обязательного социального страхования и не свидетельствует об отсутствии этих документов на момент выплаты страхового обеспечения.

Верховный суд РФ не нашел оснований для передачи дела на рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим спорам.

Отметим, что это не первое решение Верховного суда РФ по данному вопросу. В Определении от 12.12.2014 № 309-КГ14-5016 он уже приходил к такому же выводу и признавал правомерным подтверждение расходов на оплату временной нетрудоспособности справками медицинских учреждений в случае утраты компанией оригиналов больничных листов. Таким образом, у плательщиков взносов есть все шансы отстоять свое право на зачет выплаченных пособий, даже если листки временной нетрудоспособности были ими потеряны.