Рост прямых азиатских инвестиций в регион СНГ продолжается

| статьи | печать

В докладе Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР) «ЕАЭС и страны Евразийского континента: мониторинг и анализ прямых инвестиций — 2016» отмечается продолжение роста накопленных ПИИ в государства СНГ. Ведущий азиатский инвестор — Китай, но не Россия, его главный инвестиционный адресат. Впрочем, и у российских ПИИ анонсированный «разворот на Восток» еще в зачатке.

В выпущенном под занавес 2016 г. докладе ЦИИ ЕАБР отмечается, что накопленные ПИИ Австрии, Нидерландов, Турции, ОАЭ, Ирана, Индии, Сингапура, Вьетнама, Китая, Республики Корея и Японии в странах — членах ЕАЭС, Азербайджане, Таджикистане и Украине продолжают расти. По итогам 2015 г. их накопленный объем увеличился на 4% и достиг 105 млрд долл.

Китай наращивает экономическое присутствие в странах ЕАЭС и Центральной Азии, оставаясь лидером среди азиатских стран по накопленным ПИИ в регионе. Объем накопленных ПИИ китайских ТНК в пяти странах ЕАЭС, Азербайджане, Таджикистане и Украине составил по итогам 2015 г. 27,4 млрд долл. Наибольшая доля китайских ПИИ в странах ЕАЭС традиционно сосредоточена в Казахстане: их накопленный объем достиг 21 млрд долл. Главной отраслью для китайских инвесторов в этой стране остается топливный комплекс, а также нефте- и газотранспортная отрасль Казахстана.

Активность китайских инвесторов на российском рынке пока остается невысокой. Объем накопленных китайских ПИИ в России составил на начало 2016 г. 3,4 млрд долл., снизившись по сравнению с предыдущим периодом на 1,4% (по причине выхода китайского инвестора из «Уралкалия» и, соответственно, приобретения Sinopec неравнозначной по объемам доли в «Сибуре»). Среди основных причин невысокой активности китайских ТНК авторы доклада выделяют следующие. Во-первых, значительная часть крупных сделок, заключенных в 2014 г. и ранее, ждут своей окончательной реализации (аналитики ЦИИ ЕАБР учитывают только реально осуществленные инвестиции). Во-вторых, китайские компании опасаются попасть под действие санкций со стороны ЕС и США и поэтому занимают выжидательную позицию. В-третьих, некоторые китайские инвесторы ждут более выгодных предложений.

С активизацией китайской концепции «Один пояс, один путь» инвесторы из КНР начинают проявлять интерес к отраслям в странах ЕАЭС, не относящимся к добыче углеводородов. В 2015 г. в рамках совместной китайско-казахстанской инвестиционной программы были отобраны 52 проекта, в случае реализации которых общий объем инвестиций может составить около 22 млрд долл.

Япония — лидер среди азиатских стран по накопленным ПИИ в России. Несмотря на девальвацию курса российского рубля, объем накопленных японских ПИИ в России остался практически таким же — 14,5 млрд долл., из которых 70% направлено в российский топливный комплекс. По отношению к другим странам ЕАЭС и Центральной Азии японские компании заняли выжидательную позицию и присматриваются к наиболее перспективным экономическим проектам. Интересы южнокорейских и вьетнамских ТНК на постсоветском пространстве также связаны главным образом с Россией.

Турция, несмотря на имевший место кризис во взаимоотношениях с Россией и ухудшение макроэкономических показателей в большей части стран СНГ, остается одним из крупнейших среди азиатских стран — экспортеров ПИИ в охваченные мониторингом страны постсоветского пространства. Общий объем накопленных Турцией прямых инвестиций в страны ЕАЭС, Украину, Азербайджан и Таджикистан на начало 2016 г. составил 10,6 млрд долл., сократившись по сравнению с 2014 г. менее чем на 1%. Стабильность инвестиций из Турции во многом объясняется высокой страновой диверсификацией турецких ПИИ. Проекты с участием турецкого капитала были зафиксированы во всех вышеназванных странах, за исключением Армении.

На Россию приходится около половины представленных сделок и почти 45% накопленных турецких прямых инвестиций. Важная особенность турецких ПИИ — это их внушительный отраслевой охват: капитал турецкого происхождения представлен почти во всех секторах инвестирования. В этом, подчеркивают авторы исследования, ключевое отличие турецкого капитала от, например, китайского или японского.

Экспансия прямых инвесторов из ОАЭ на постсоветском пространстве только начинается. Основной интерес к капиталовложениям в экономики стран ЕАЭС проявляют фонды прямого инвестирования — прежде всего в России, а также в Казахстане. Инвестиционная политика ОАЭ отражает основные векторы внешнеполитической стратегии государства — укрепление своей роли в мусульманском мире, расширение экономического и торгового влияния как активного игрока в сфере морского и речного транспорта, как надежного банковского партнера, причем хранителя традиций исламского ведения финансовых дел, а также качественного производителя мусульманской халяльной продукции.

Среди рассмотренных стран Азии Сингапур занимает предпоследнее место по накопленным ПИИ в СНГ. К концу 2015 г. накопленные сингапурские ПИИ приблизились к 1,3 млрд долл., что, правда, более чем втрое превышало показатель 2011 г. и было в десять с лишним раз больше сингапурских ПИИ в конце 2008 г. Рост интереса сингапурских ТНК к СНГ (причем не только к России, но и к Азербайджану, Украине, другим странам) означает возможность реализовать в ближайшие годы большой потенциал по привлечению дополнительных иностранных капиталовложений, причем, учитывая технологический рывок островного государства Юго-Восточной Азии, в самых передовых отраслях.

Официальная статистика по ПИИ Нидерландов и соответствующие показатели базы данных МПИ-Евразия различаются почти в пять раз, что подчеркивает роль данной страны как «перевалочной базы» средств компаний из СНГ для совершения инвестиций в третьи государства. Особенности присутствия нидерландского «реального» капитала в регионе в 2015 г. были продиктованы кризисными условиями. Значительное ослабление национальных валют стран-реципиентов привело к снижению стоимости ряда активов. В результате общий объем нидерландских ПИИ в странах региона в 2015 г. не уменьшился по сравнению с 2014 г. только из-за приобретения доли в казахстанском проекте «Карачаганак».

Австрийские ПИИ в странах ЕАЭС, Азербайджане, Таджикистане и Украине в 2015 г. впервые за восемь лет сократились более чем на 10%. Основные причины сокращения — девальвация российского рубля и падение экономики России, а также политико-экономическая обстановка на Украине.

В свою очередь, продолжается устойчивый рост накопленных ПИИ стран ЕАЭС, Азербайджана, Таджикистана и Украины в государствах Евразийского континента. За 2015 г. данный показатель увеличился на 15,8%, или на 13,5 млрд долл. В целом за период 2008—2015 гг. суммарный показатель объема накопленных ПИИ по исследуемым странам СНГ вырос в 2,4 раза. Опережающую динамику обеспечила прежде всего Россия, а за пределами ЕАЭС — Азербайджан.

Географические приоритеты у инвесторов сосредоточены преимущественно в странах Европы. Значимого разворота российских ПИИ на Восток пока не произошло. По итогам 2015 г. доля накопленных российских ПИИ в странах ЕС составила 62% от всего объема прямых капиталовложений в Евразии. Суммарная доля инвестиций российских компаний в Азии снизилась с 31 в 2011 г. до 26,7% к концу 2015 г. Во многом неустойчивый характер динамики инвестиций в Азии связан с международно-политическими проблемами (Турция, Ближний Восток), поясняют авторы доклада.

Топливный комплекс традиционно лидирует в отраслевой структуре экспорта ПИИ России в страны Евразии. Доля топливного комплекса в накопленных российских ПИИ выросла с 25,8 в конце 2008 г. до 33,7% в конце 2015 г. На втором месте находится финансовый сектор, доля которого за семь лет выросла с 13,4 до 19,1%. Выделяется также связь и ИТ, причем доля этого сектора также увеличилась за семь лет — с 12,5 до 16,3%.

Среди стран — членов ЕАЭС Казахстан является вторым после России по объемам экспорта капитала в страны Евразии. По данным ЦИИ ЕАБР, в 2015 г. объем накопленных ПИИ Казахстана в странах Евразии вне СНГ составил почти 6 млрд долл. Основными их получателями остаются страны ЕС — на них приходится 90,5% всех ПИИ Казахстана в странах Евразии. Ключевым сектором международной специализации Казахстана, на который приходится стабильно свыше половины ПИИ, остается топливный сектор. Второй по значению отраслью является оптовая и розничная торговля.

Азербайджан одним из первых среди стран постсоветского пространства стал осуществлять заметные инвестиции за рубежом. Мониторинг азербайджанских ПИИ в странах Евразии за пределами СНГ позволил выявить ЦИИ свыше 20 проектов, общая стоимость которых в конце 2015 г. составила 7,2 млрд долл., увеличившись по сравнению с концом 2008 г. в 4,2 раза.

По мнению аналитиков ЕАБР, в 2017 г. активность прямых инвесторов из стран Евразии на пространстве ЕАЭС наберет обороты. Одним из импульсов притока ПИИ должно стать развитие китайской концепции «Один пояс, один путь».

Конкуренцию китайцам составят японцы и корейцы. «В 2017 г. в контексте активизации диалога между Россией и Японией, а также между странами ЕАЭС и Республикой Корея, есть хороший шанс увидеть рост японских и южнокорейских ПИИ по широкому перечню отраслей. В качестве инвесторов эти страны, по меньшей мере, столь же перспективны, как Китай», — отмечает директор ЦИИ ЕАБР Евгений Винокуров.

Географическая структура китайских ПИИ в ЕАЭС

Страна

Доля, %

Россия

13

Казахстан

82

Беларусь

2

Кыргызстан

3

Армения

0

ИСТОЧНИК: ЦИИ ЕАБР

Параметры базы данных МПИ-Евразия в 2008—2015 гг., на конец года, млрд долл.

Показатель

2008

2009

2010

2012

2013

2014

2015

Общий объем накопленных ПИИ

96,6

112,4

125,5

166,4

182,5

187,1

204,5

Накопленные ПИИ стран ЕАЭС, Азербайджана, Таджикистана и Украины в государствах Евразии вне СНГ и Грузии

40,9

46,0

52,7

77,1

84,8

85,7

99,2

Накопленные ПИИ России в государствах Евразии вне СНГ и Грузии

32,7

36,7

43,0

65,2

71,2

69,5

81,

Накопленные ПИИ Австрии и Нидерландов в странах ЕАЭС, Азербайджане, Таджикистане и Украине

17,7

19,2

22,5

27,9

28,6

28,1

31,6

Накопленные ПИИ Китая в странах ЕАЭС, Азербайджане, Таджикистане и Украине

11,1

16,9

18,3

21,8

26,3

27,7

27,4

ИСТОЧНИК: ЦИИ ЕАБР