Муниципалитетам разрешат оспаривать кадастровую оценку земельных участков, не находящихся в их собственности

| статьи | печать

Для органов местного самоуправления предлагается предусмотреть право на оспаривание кадастровой оценки земельного участка, даже если он не принадлежит им на праве собственности. Это правило будет распространяться на случаи, когда по результатам оценки устанавливается более низкая кадастровая стоимость, в результате чего снижается размер земельного налога, уплачиваемого собственниками в местный бюджет.

Минэкономразвития России разработало законопроект «О внесении изменений в статью 24.18 Федерального закона „Об оценочной деятельности в Российской Федерации“» (ID 02/04/08-16/00052677). Разработка этих поправок связана с принятием КС РФ постановления от 05.07.2016 № 15-П, в котором он указал на несоразмерное ограничение конституционных гарантий защиты прав и законных интересов муниципальных образований положениями ч. 1 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», далее — Закон № 135-ФЗ (подробнее читайте в материале «Публичные vs частные интересы: КС РФ подтвердил право муниципалитетов участвовать в кадастровых спорах», «ЭЖ», № 27, 2016). Дело в том, что в ч. 1 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ предусмотрено право на оспаривание результатов кадастровой оценки для органов государственной власти и местного самоуправления только в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Муниципалитеты же хотят участвовать в оспаривании результатов определения кадастровой стоимости по поводу недвижимости, не находящейся в их собственности. Это связано с тем, что в результате снижения кадастровой стоимости снижается размер налоговых поступлений в местный бюджет.

В связи с этим в Законе № 135-ФЗ предлагается преду­смотреть, что органы местного самоуправления вправе оспаривать кадастровую оценку в отношении не только муниципальных объектов недвижимости, но и в отношении земельного участка, не находящегося в муниципальной собственности, если , во-первых, если этот участок располагается на территории муниципалитета, а во-вторых, в случаях, когда кадастровая стоимость земельного участка была существенно снижена на основании рыночной стоимости, что затрагивает интересы муниципального образования, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет.

Публичное обсуждение законопроекта продлится до 25 августа 2016 г.