Топливный рынок не боится перемен

| статьи | печать

Состояние рынка бензинов в России можно охарактеризовать как стабильное. Спрос достиг своего максимума, производственные мощности тоже загружены почти полностью. Никакие изменения законодательства или конъюнктуры — цены, акцизы, ремонты, новые стандарты — не способны серьезно поколебать это равновесие. К такому выводу пришли участники Восьмой международной конференции «Бензины 2016», организованной CREON Energy.

Управляющий директор Группы CREON Сергей Столяров акцентировал внимание делегатов на изменениях на рынке бензинов: «С 1 апреля вырос акциз на топливо. А поскольку все мы автомобилисты, главный вопрос теперь — когда и насколько вырастут цены на заправках. Возможны два варианта. Первый — это подорожание постепенное и в пределах инфляции. Второй, более жесткий — скачок цен, если нефтяные компании захотят сразу компенсировать расходы на уплату акциза». Летом рынок «тряхнет» еще раз — с 1 июля страна официально переходит на топливо класса «Евро-5».

По итогам 2015 г. производство автомобильных бензинов в РФ составило 39,2 млн т, это на 2,3% больше по сравнению с данными за 2014 г. Такую информацию сообщил Константин Нижегородов, заместитель директора департамента углеводородного сырья CREON Energy. Из года в год в общем объеме производства растет доля бензина класса «Евро-5». Если в 2012 г. она составляла всего 24%, то в прошлом году — уже 85%.

Докладчик отметил, что внутренняя розничная цена на бензин практически отвязана от колебаний курсов валют и без резких колебаний стабильно повышается. Средняя разница между АИ-92 и АИ-95 составляет чуть более 2,5 руб./л.

Что касается структуры производства, 62% принадлежит трем крупнейшим российским НК — «Роснефти», «Газпром нефти» и ЛУКОЙЛу. На мини-НПЗ по итогам 2015 г. было произведено чуть менее 250 000 т бензина.

Внутреннее потребление за прошлый год показало незначительный прирост — в пределах 0,5% — и составило 34,6 млн т. Экспорт зафиксирован на уровне 4,6 млн т.

Импорт бензина в Россию невелик (чуть выше 800 000 т), но его влияние ощутимо на региональном уровне, особенно во время летних остановок российских НПЗ на плановый ремонт. Основным поставщиком продолжает оставаться Белоруссия (около 95% от суммарного импорта), несмотря на двукратное падение объемов торговли в 2015 г.

Как рассказал начальник управления контроля ТЭК ФАС России Дмитрий Махонин, последние месяцы биржевые котировки на бензин, а вслед за ними и внебиржевые цены, показывали рост. Причин несколько: это и небывалое — второй раз за полугодие — повышение акцизов, и рост экспорта, и замедление нефтепереработки из-за отсутствия премиальности внутреннего рынка. Соответственно, объемы предложения на бирже снизились с 16—18 до 11—12% от производства. ФАС России приняла решение сбить волну роста цен, для этого провела ряд мероприятий по контролю за работой нефтяных компаний. В итоге, говорит Д. Махонин, был достигнут положительный результат практически по всем направлениям. Экспорт бензинов практически прекратился; увеличились объемы производства; накоплены запасы в объеме 1,9 млн т.

Динамика потребления бензина зависит от многих внешних факторов — стоимости нефти, изменений в законодательстве, сбытовой политики. Вместе с тем самым прямым образом влияет на спрос состояние автопарка. Как рассказал директор по развитию Russian Automotive Market Research Александр Козлов, на начало 2016 г. в России насчитывалось 40,9 млн легковых автомобилей. Ожидается, что к 2020 г. их количество вырастет до 42,6—43,9 млн шт. — в зависимости от скорости восстановления рынка после кризиса. Увеличится и доля иностранных брендов — с нынешних 60 до 64%.

Как сообщил в ходе пресс-конференции в медиацентре «Российской газеты» заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин, несмотря на то что повышение акцизов в этом году произошло дважды — с 1 января и с 1 апреля — ситуация на рынке устойчивая. «Мы внимательно следим за ситуацией на рынке, осуществляем постоянный мониторинг. У нас для этого созданы все необходимые условия, в частности, на оптовом рынке существуют индикаторы цен, биржевые котировки, индексы внебиржевых цен. Индексы цен сопоставимы с зарубежными рынками. <…> В совокупности, понимание этой ситуации говорит о том, что цены на рынке будут меняться темпами, близкими к темпам инфляции, возможно, в некоторые периоды обгонять темпы, возможно, в некоторые периоды отставать. По состоянию на конец марта цены на топливо на бензин приросли на 0,6%, на дизельное топливо снизились на 0,6% по сравнению с началом года», — рассказал представитель антимонопольного ведомства.

Он подчеркнул, что отрасль вошла в этот год с очень хорошей динамикой предыдущего года: цены на бензин, на дизельное топливо существенно отставали от темпов инфляции в прошлом году. Какие-то сезонные изменения будут, они неизбежны в условиях рыночного ценообразования, но в целом ситуация благоприятная: бензин и дизельное топливо не станут сдерживающим фактором для развития экономики в этом году.

Говоря о ситуации в настоящее время, президент Российского топливного союза Евгений Аркуша отметил, что она абсолютно стабильная. При этом он обратил внимание на то, что, как правило, рост цен начинается в весенний период одновременно с началом плановых ремонтных работ на заводах, с началом увеличения весеннего спроса, а осенью и зимой цены снижаются. «В этом году ситуация изменилась коренным образом. Рост оптовых цен начался с января. На сегодня оптовые цены выросли по отношению к оптовым ценам прошлого года на 9%. Это биржевой индикатор, что и является нетрадиционным. Но при этом, — подчеркнул Е. Аркуша, — если брать средние цены за первые три месяца этого года, то они ниже средних цен прошлого года. Розничные цены пока остаются практически на уровне прошлого года. Они сначала немного снизились, потом было небольшое повышение. В целом, на сегодня все стабильно, запасы большие, ремонтные работы начались, ажиотажа нет».

Е. Аркуша обратил особое внимание на то, что, согласно данным на 4 апреля, в пересчете на доллары в России самые низкие цены в Европе — 0,54 долл. Следующей идет Белоруссия — 0,59, затем Украина — 0,81, дальше все страны, у которых цена выше доллара. Самые высокие цены в Норвегии и Голландии — 1,77 долл., то есть в два-три раза цены на нашем рынке ниже, чем цены в Европе. Практически то же самое наблюдается и в мире. Есть ряд стран, где цены действительно ниже, типа Кувейта. Но, в общем и целом, у нас цены одни из самых низких.

По словам главы Группы CREON Energy Фареса Кильзие, рынок бензинов в РФ окончательно перешел в стадию исключительно ручного управления и зависит от тех решений, которые принимаются кулуарно. Это отражает реалии всей российской экономики и ставит отрасль в полную зависимость от настроений и желаний фигур, принимающих решения. Долгосрочное планирование в этой ситуации не то что затруднено — невозможно.

К сведению

Содержание машины стало обходиться россиянам дороже

Российские водители отмечают рост расходов на содержание машины в последний год, но исключают возможность отказаться от автомобиля ради экономии. Таковы данные исследования фонда «Общественное мнение», передает Интерфакс.

Согласно результатам опроса, более трети (39%) россиян лично водят автомобиль.

Среди них каждый десятый (10%) ежемесячно тратит на топливо свыше 5000 руб., столько же (10%) отдают за бензин, дизель или газ сумму в диапазоне от 2500 до 4000 руб. По словам 6% респондентов, они каждый месяц оставляют на заправках от 4000 до 5000 руб., 4% — от 1500 до 2000 руб.

Платными парковками пользуются лишь 7 из 39% россиян, садящихся за руль автомобиля, причем 6% укладываются в сумму до 2000 руб. ежемесячно.

Средняя стоимость техобслуживания автомобиля, к которому за прошедший год прибегли 27% владельцев автомобилей, составила 17 240 руб. Оплата штрафов, которые получили 15% из числа 39% россиян, водящих автомобиль, обошлась в среднем в 3152 руб.

В целом каждый четвертый (23%) водитель оценивает свои расходы на содержание автомобиля как среднюю нагрузку на семейный бюджет. 9% считают затраты большими, 7% говорят об относительно небольших потерях для семейного кошелька.

Говоря о тратах на содержание автомобиля, каждый четвертый (26%) водитель заявил о росте расходов за последний год. Лишь 11% считают расходы на машину неизменными, 1% сказал о сокращении трат.

Тем не менее 23% автолюбителей признались, что экономить на своей машине они не пытаются. 14% рассказали о своих попытках снизить расходы на содержание автомобиля: сокращая число поездок (6%), самостоятельно ремонтируя автомобиль, уменьшая траты на ремонт, запчасти, мойку, топливо, придерживаясь аккуратного стиля вождения (8%).

Рассуждая о возможности отказаться от автомобиля в целях экономии, более четверти (28%) водителей заявили, что это исключено. В частности, 8% подчеркнули, что машина им необходима, 6% сказали о важности наличия автомобиля для работы.

15% сослались на комфортность перемещения, независимость от общественного транспорта, частые поездки за город, облегчение ухода за детьми, наличие в семье людей с проблемами по здоровью, возможность содержать автомобиль и привычку ездить на машине.

Лишь 7% автовладельцев отметили, что в перспективе они могут отказаться от машины.