Законопроект об интернет-агрегаторах получил отрицательную оценку

| статьи | печать

Минэкономразвития России отрицательно оценило поправки в закон «О защите прав потребителей» в части интернет-торговли, которые подготовил Роспотребнадзор. Речь идет о законодательной инициативе, устанавливающей ответственность интернет-агрегаторов за качество товаров и услуг, приобретаемых с помощью их сайтов. Посоветовавшись с участниками рынка, ведомство решило, что информационные посредники не должны зависеть от добросовестности продавца и его желания предоставлять сведения о товаре.

По оценкам Data Insight, в прошлом году россияне сделали 160 млн заказов в интернете на сумму 650 млрд руб. Эти данные не включают кроссбордерные покупки, а также доставку готовой еды, билеты на транспорт и мероприятия, цифровые товары, C2C, MLM и групповые закупки, покупки для корпоративного потребления и оптовые покупки. По мнению Роспотребнадзора, с развитием индустрии электронной коммерции стали заметнее проявляться неурегулированные законодательством отношения.

Так, чиновники полагают, что вне юрисдикции законодательства о защите прав потребителей оказалась деятельность информационных посредников (товарных агрегаторов). Они формально не являются продавцами или исполнителями, но при этом выступают в качестве получателей денежных средств от потребителей в счет оплаты товаров (услуг), аккумулируемых ими на своих сайтах.

Потребительское ведомство предложило на законодательном уровне ввести субъекта потребительских отношений, именуемого «агрегатор товаров (услуг) в сети „Интернет“». Нового субъекта авторы инициативы хотят наделить обязанностями по предоставлению потребителям информации о своих партнерах, а также установить его ответственность, если вследствие недостоверной информации у потребителя возникли убытки.

«Товарные агрегаторы консолидируют товарные предложения различных продавцов и предлагают сервис для их сравнения, — говорится в пояснительной записке к законопроекту. — При этом, стремясь расширить перечень оказываемых услуг, агрегаторы не только размещают публичные оферты интернет-магазинов, но и принимают акцепты покупателей, предоставляя им возможность оформить заказ на самой торговой площадке без перехода на сайт интернет-магазина, а также принимают от покупателей оплату заказанных товаров путем осуществления на торговой площадке безналичного расчета». В ведомстве подчеркнули, что такие ресурсы пользуются высокой популярностью и доверием у потребителей и обладают высоким уровнем посещаемости. Поэтому, как только недобросовестные владельцы интернет-магазинов размещают свои предложения на сайтах агрегаторов, то тут же получают значительный объем трафика и конверсии (переходов на сайт с последующими покупками).

Объем продаж с сервисов агрегаторов в некоторых магазинах достигает 90%. Потребители, пользуясь удобными сервисами по поиску и подбору товаров, в первую очередь руководствуются низкой ценой на товар и совершают покупки, рассчитывая на авторитетность сервиса. Иногда такие приобретения заканчиваются тем, что в случае возникновения проблем предъявить претензии некому и вернуть товар невозможно, поскольку данные о продавце отсутствуют не только на сайте агрегатора, но и на сайте самого интернет-магазина.

При подготовке поправок Роспотребнадзор учитывал мировой опыт. Например, Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2011/83/ЕС определяет дистанционные контракты (организованные схемы дистанционных продаж или дистанционного оказания услуг), которые должны включать схемы, предлагае­мые третьими лицами через онлайн-платформы, используемые продавцами (исполнителями), но не являющимися ими.

При этом Директива обязывает такого информационного посредника предоставлять до заключения договора не только всю необходимую информацию о товаре (услуге), но и о продавце (исполнителе), в интересах которого он действует (информацию о наименовании, фактическом адресе, телефонном номере, номере факса, адресе электронной почты и др.). Также в международной практике существуют примеры саморегулирования товарных агрегаторов, которые сформировали собственные системы защиты потребителей от недобросовестных продавцов через механизмы защиты прав на интеллектуальную собственность (например, системы саморегуляции агрегаторов Alibaba, Amazon, eBay).

Алгоритм такой: при поступлении обращения от правообладателя о сомнительном происхождении товара указанная позиция тут же удаляется с сайта агрегатора, а продавцу приходит соответствующее уведомление. Для восстановления товарной позиции продавец обращается уже не к агрегатору, а к правообладателю. В случае если продавец не согласен с претензией правообладателя, то направляет встречную претензию в адрес агрегатора. Далее агрегатор автоматически восстанавливает лот в течение десяти дней, если не получает информации от правообладателя об обращении в суд. У продавца остается право обратиться в суд в отношении правообладателя для компенсации убытков за те десять дней, которые товарная позиция отсутствовала на сайте, если позиция была удалена неправомерно.

Такой подход позволяет моментально оградить потребителя от контрафактной или нелегально ввезенной продукции. Российские агрегаторы, как правило, снимают с продажи товарные предложения только по решению суда. Средний срок вынесения судебных решений составляет около девяти месяцев.

Приведенные доводы не убедили экспертов Минэконоразвития. Изучив документ, министерство пришло к выводу, что проект закона требует существенной доработки. «Минэкономразвития провело дополнительные публичные консультации по данному вопросу и получило мнения бизнеса, в которых отражены основные риски принятия документа. Среди них: необоснованные издержки, дополнительные обязанности, перекладывание ответственности с продавца (производителя товаров и услуг) на агрегатора, а также недостаточная обоснованность проблемы, на решение которой направлен акт», — говорится на сайте ведомства.

Директор Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России Вадим Живулин отметил, что в последние годы объемы товаров и услуг, приобретаемых через интернет, постоянно растут. В этом участвуют десятки миллионов пользователей, а следовательно, граждан, права которых должны защищаться государством. «Мы понимаем стремление коллег обезопасить покупателей, — обратил внимание он. — Другой вопрос в том, каким способом это делать. Возможно ли навести порядок в сфере интернет-торговли только путем внесения указанных изменений».

В заключении на документ эксперты отметили, что агрегатор, по сути, выступает агентом интернет-магазина, а значит, их отношения урегулированы положениями Гражданского кодекса. Вместе с тем, по мнению Минэкономразвития, необходимо исключить ситуации, когда агрегатор будет зависеть от добросовестности продавца и его желания предоставлять информацию о товаре. Кроме того, представленная редакция проектирует изменения только для российских ресурсов, а иностранные площадки смогут избежать ответственности и получат определенные преференции в конкурентной борьбе, считают в министерстве.

Динамика рынка электронной коммерции, 2013—2015 гг.

Год

Рост

количества заказов, %

Рост

среднего чека, %

Рост

объема продаж (руб.), %

С поправкой

на инфляцию, %

2013

25

5

32

24

2014

17

15

35

21

2015

8

8

16

3

ИСТОЧНИК: Data Insight

К сведению

Россияне переключились на китайские онлайн-магазины

Только 14% россиян имеют опыт покупок в иностранных интернет-магазинах. Тем не менее спрос на сетевой шопинг за рубежом растет: по данным Data Insight, доля покупок, совершаемых в зарубежных интернет-магазинах, выросла с 24% в 2014 г. до 34% в 2015 г. При этом число онлайн-покупок у китайских продавцов за последний год увеличилось на треть.

Согласно данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) 14% россиян за последний год совершали покупки в зарубежных интернет-магазинах, в основном приобретая одежду и обувь (7%), а также технику и электронику (3%). Молодые люди в возрасте до 24 лет вдвое чаще сообщают об опыте подобных покупок (27%). В целом, чем старше опрошенные, тем реже они обращаются в иностранные интернет-магазины.

Россияне плохо разбираются в зарубежных интернет-магазинах: большинство (79%) затруднились назвать какие-либо их названия, а некоторые называли отечественные интернет-площадки, такие как «Ламода» (2%). Тем не менее самый известный интернет-магазин — Aliexpress, его вспомнили 12% опрошенных. Еще 5% указали Ebay. Также упоминались магазины Asos, Otto, Alibaba.

Согласно данным «Яндекс. Маркета» и компании GfK Rus, за последний год услугами китайских интернет-магазинов воспользовались на 30% больше, чем в 2014 г., и в два раза больше, чем в 2013 г. Немного снизился интерес к магазинам других зарубежных стран: за последние 12 месяцев в них совершали покупки только 23% респондентов (26% в 2014 г.).

Российские онлайн-магазины по-прежнему очень востребованы: в них делают заказы больше 90% покупателей. Внутри страны большинство онлайн-покупателей заказывают мелкую бытовую технику, одежду и обувь, косметику; за рубежом — одежду и обувь, детские товары, мобильные устройства.

Со смартфона когда-либо покупали в интернете уже почти 30% опрошенных, причем почти половина из них делали заказы через специальные приложения.

Самым популярным способом расчета за покупки в российских интернет-магазинах остается оплата наличными в момент доставки: в 2015 г. так платил 71% опрошенных (73% в 2014 г.). При этом все больше покупателей выбирают безналичные способы расчета: в 2015 г. при покупке товаров у отечественных продавцов ими воспользовались уже 69% опрошенных (62% в 2014 г.).

С прошлого года заметно выросла доля онлайн-покупателей, которые воспользовались доставкой «Почты России»: их впервые стало больше, чем тех, кто выбирал курьерскую доставку.