Авиаторы предлагают обнулить НДС

| статьи | печать

Российские авиаторы нашли рецепт оживления отрасли — отмену для них НДС. Об этом говорили на традиционной «Транспортной неделе». Присутствовал министр транспорта РФ Максим Соколов. В разговоре приняли участие замминистра транспорта Валерий Окулов, ассоциированный партнер, глава представительства в России ООО «Люфтганза Консалтинг» Станислав Соломко, руководители авиапредприятий, аэропортов, члены экспертного сообщества.

Президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун говорил, что снижение НДС с середины года до 10 п.п. уменьшило налоговую нагрузку для авиакомпаний на 7,5 млрд руб. «На совещании в АЭВТ мы пришли к выводу, понятному, как выстрел: НДС — 0!» — рассказал В. Тасун.

Еще шаг вперед

«Вызовы, которые ставит перед нами жизнь, заставляют нас оперативно и адекватно реагировать на быстроизменяющуюся ситуацию», — подчеркнул в своем выступлении министр М. Соколов. Он указал на необходимость переформатировать деятельность участников рынка с учетом предложений всех его игроков.

Были приведены последние статистические данные по авиаотрасли. Так, за десять месяцев прошлого года российскими компаниями перевезен почти 81 млн пассажиров — больше, чем было по итогам 2014 г., который был рекордным. «Но это не должно вводить нас в заблуждение и настраивать на оптимистический лад», — указал М. Соколов, отметив, что пассажирооборот за это время снизился прилично — на 3,8% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Снижение связано с сокращением средней дальности полетов пассажиров. В конечном счете это является следствием экономических процессов — снижением ВВП, покупательской способности населения...

«Мы видим, что наблюдается серьезное перераспределение между региональными (ВВЛ) и международными (МВЛ) авиаперевозками, — подчеркнул министр. — Если международные перевозки сократились почти на 14%, то на внутренних воздушных линиях наблюдается более чем 15-процентный рост. На долю ВВЛ сегодня приходится 57% от всего авиационного трафика. Недавно была обратная пропорция. Конечно же, это следствие той активной политики государства, проводимой в последнее время, что не позволило нашей авиации „завалиться на бок, на одно крыло“, компенсировав непредсказуемо выпадающие доходы от сокращения международных линий».

Министр заострил внимание на примечательной тенденции в сегменте местных авиасообщений. Впервые здесь произошел пятипроцентный рост. Даже в прошлом году, когда в целом перевозки на ВВЛ выросли более чем на 10%, объемы на местных маршрутах все равно падали.

Особняком стоит ситуация с грузовыми перевозками. За десять месяцев грузооборот российских эксплуатантов вырос на 7%. Причем здесь, в отличие от сегмента пассажироперевозок, наблюдается рост грузоперевозок международных на 12%, при падении перевозок внутренних на 16,7 п.п.

На данную статистику не могли не повлиять события внутреннего характера. В частности, фактическое банкротство второго по величине игрока на рынке, авиакомпании «Трансаэро». Несмотря на это, удалось выполнить обязательства перед почти 2 млн пассажирами, которые купили билеты на рейсы прекратившего свою деятельность эксплуатанта, отметил М. Соколов и поблагодарил руководство, всех сотрудников авиакомпании «Аэрофлот», оказавшей содействие отрасли в этой непростой ситуации. Тем не менее, считает министр, отсутствие такого солидного эксплуатанта «самым серьезным образом повлияет на будущее нашего рынка».

Другим серьезнейшим вызовом стало практически исключение из международных направлений трех стран — Украины, Египта и Турции. Это, безусловно, отразится на сокращении регулярных перевозок. Совокупный объем «выпадающих» пассажиров по этим направлениям составляет порядка 8 млн человек. Это серьезная доля рынка, составляющая около 9%, подчеркнул министр и указал на необходимость поиска новых рынков для российских авиакомпаний, с учетом того миропорядка, который мы имеем на сегодняшний день.

С учетом складывающейся ситуации, отечественные компании ушли в менее рентабельный сегмент рынка — внутренних перевозок. И здесь правительство, Минтранс, Росавиация подставили финансовое плечо, воплотившееся в программах, заработавших после трехлетней обкатки в полной мере.

М. Соколов рекомендовал авиакомпаниям минимизировать рост средней стоимости перевозки на одного пассажира, которая, по понятным причинам, выросла и составила 6700 руб. В прошлом году этот показатель колебался в пределах 6150 руб. Рост обусловлен давлением макроэкономических факторов и, как следствие, возросшими ставками кредитов, изменением курса рубля по отношению к мировым валютам, а значит, ростом лизинговых платежей.

Международная ассоциация воздушного транспорта прогнозирует рост спроса на авиаперевозки в мире на 7%. В 2014 г. этот показатель составлял 6%. Общемировой прогноз совокупной чистой прибыли авиакомпаний указывает на рост с 25 млрд до 29 млрд американских долл. По итогам 2014 г. чистая прибыль всех авиаперевозчиков планеты равнялась 16,4 млрд долл. США. Это обосновано глобальными факторами — восстановлением мировой экономики, падением цен на нефть, удорожанием курса доллара по отношению к другим мировым валютам.

«Как видим, — отметил министр, — по объективным обстоятельствам, мы имеем другой вектор, чем весь международный рынок. До этого мы его опережали. Коррекция кажется естественной, но причины ее иные».

В этой ситуации Минтрас в полном объеме сохранил господдержку по программам, которые были намечены на 2015 г. в размере 9,2 млрд руб. Если учесть, что за девять месяцев текущего года на поддержку отрасли направлено порядка 7,5 млрд руб., а перевезено около 1,4 млн человек, то можно подсчитать, что каждый дополнительный пассажир обошелся федеральному бюджету немногим более 5300 руб. Это хороший показатель, даже в сравнении с программами субсидирования таких стран, как США и некоторых европейских государств, отметил глава Минтранса.

Было указано и на меры, принятые на законодательном уровне. Так, в ряду антикризисных мероприятий была снижена до 10% ставка НДС на региональных маршрутах. Это уменьшило налоговую нагрузку на авиакомпании примерно на 20 млрд руб., помогло снизить их убыточность.

Мы можем сделать еще один шаг вперед, заявил М. Соколов. Сокращение НДС до нулевой ставки дало бы около 20 млрд руб., что помогло бы компенсировать выпадающие доходы от сокращения международных авиаперевозок и выровнять финансовые показатели наших авиакомпаний.

Среди других мер он отметил сохранение субсидирования отраслевых организаций. Не только авиакомпаний, но и федеральных казенных предприятий, других аэропортов Крайнего Севера и Восточной Сибири, то есть регионов, где авиация является практически единственным видом транспорта и обеспечивает не столько мобильность населения, сколько транспортную доступность и связанность наших территорий. Свою эффективность показала и программа развития региональной авиации.

М. Соколов призвал участников круглого стола сформировать предложения, которые будут вынесены на обсуждение нашим законодателям. Утверждение этих предложений, по мнению министра, позволит сбалансировать авиаперевозочный процесс с учетом проблем и вызовов, стоящих перед отраслью.

Понятная и эффективная мера

С. Соломко подчеркнул неплохие перспективы развития российского рынка авиаперевозок. Несмотря на девальвацию рубля, Россия до сих пор обладает значительным потенциалом для роста пассажирского трафика. По его мнению, в краткосрочном периоде роста перевозок в России не ожидается. Но затем, даже в пессимистическом сценарии, Lufthansa Consulting ожидает прирост пассажирского трафика.

Происходит перераспределение спроса с международных линий на внутренние. Но это нормально для большинства стран. Эксперты компании видят перспективы роста в российских регионах. Регулярные перевозки на внутреннем рынке, где практически нет чартера, демонстрируют рост мобильности населения. Именно здесь наблюдаются резервы. «Наш прогноз остается оптимистическим, несмотря на то что мы не видим быстрого восстановления МВЛ и „пляжных“ чартеров», — подчеркнул представитель Lufthansa Consulting.

Информация замгендиректора ПАО «Аэрофлот — Российские авиалинии» Шамиля Курмашова была сфокусирована на конкретных проблемах. Вложения в инфраструктуру радуют, активно развивается региональная сеть аэропортов. Тем не менее хаб, как таковой обеспечивающий стыкуемость волн и наполнение аэропортов бизнесом, развивается слабо, заметил он.

Есть ли у главного авиаперевозчика страны, оставшегося практически вне конкуренции, более насущные вопросы. Оказалось, есть. Один из них — конкурентная тема. С уходом «Трансаэро» никакого доминирования «Аэрофлота» на рынке или перераспределения пассажиропотоков в его пользу не произошло, подчеркнул выступающий. Доля Группы «Аэрофлот» за год изменилась с 39 до 40%. Да, «Аэрофлот» увеличил долю рынка в кризис, однако говорить о монопольном положении не приходится. В течение 2015 г. доля «Аэрофлота» не поднималась выше 27%.

Стоимость билетов экономкласса «Аэрофлота» на внутрироссийских перевозках растет существенно медленнее инфляции. При этом аэропорты не стали скромничать. Так, Шереметьево увеличил стоимость обслуживания на 16%, Калининградский (Храброво) на 21%, Домодедово — на 8%... И это в ситуации регулируемых тарифов.

Андрей Мартиросов, возглавляющий авиакомпанию «ЮТэйр», указал на возможное значительное сокращение рынка авиаперевозок на фоне продолжения падения ВВП. Прогнозирует снижение пассажиропотока до 10%. Конъюнктура рынка в 2013—2015 гг. была очень негативной для авиаотрасли, считает он. Реальная инфляция и рост реального тарифа находятся в противофазе. Девальвация национально валюты усугубила ситуацию. В результате авиакомпании находятся сегодня в негативной зоне. Сокращение средних тарифов сопровождалось ростом затрат. Основные причины — выход на рынок авиакомпании «Победа» и ценовые войны среди авиакомпаний, в результате которых фактический тариф упал на 19,9%.

Наибольшей, по его мнению, является проблема излишних емкостей на рынке. Однако А. Мартиросов не считает, что следует вводить нормативное регулирование провозных емкостей. Видимо, выживет сильнейший. Радует только, что это все приведет к очищению рынка. Останутся сильнейшие, со сбалансированными бизнес-моделями.

«Лучше говорить не „выживут сильнейшие“, а доползут до „зеленой травы“ какие-нибудь из них», — продолжил мысль коллеги руководитель Уральских авиалиний Сергей Скуратов.