Органы местного самоуправления с помощью органов кадастрового учета займутся бесхозяйными объектами недвижимости

| статьи | печать

С 1 декабря 2015 г. органы кадастрового учета займутся выявлением бесхозяйных объектов недвижимости, то есть тех объектов, информация о которых есть в государственном кадастре недвижимости, но отсутствуют сведения о правах на них или вещных правах на земельные участки, на которых эти объекты расположены.

Федеральным законом от 13.07.2015 № 251-ФЗ в ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» внесена дополнительная норма, обязывающая орган кадастрового учета в случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости в течение пяти лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства сведений о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых такие объекты недвижимости расположены, передавать сведения о них соответствующим органам власти. Сделать это орган кадастрового учета должен в течение десяти рабочих дней с момента истечения пятилетнего срока.

Став обладателями такой информации, органы местного самоуправления должны будут инициировать процедуру признания объекта недвижимого имущества бесхозяйным в установленном ГК РФ порядке. В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Через год со дня постановки такой вещи на учет орган, управляющий муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Данная норма нацелена в первую очередь на стимулирование собственников объектов недвижимости, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, но права на которые не зарегистрированы в течение длительного времени, зарегистрировать права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Что, безусловно, приведет к возникновению у собственников объектов, облагаемых налогом на имущество.

Сколько сейчас таких бесхозяйных объектов числится в Государственном кадастре недвижимости, ни в пояснительной записке Правительства РФ, выступившего с данной законодательной инициативой, ни в каких-либо других материалах к проекту закона указано не было. Это принципиально важно, так как новая норма вступает в силу только 1 декабря 2015 г. и будет распространяться на те здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства, которым кадастровые номера будут присвоены после обозначенной даты. Но как быть со старыми бесхозяйными объектами, законодатель, увы, промолчал. Он не предусмотрел в законе никаких переходных положений или оговорок относительно старых бесхозяйных объектов, то есть тех, кадастровые номера которым были присвоены до 1 декабря 2015 г. В связи с этим стоит ждать либо разъяснений по поводу данных объектов, либо очередных поправок в законодательство.

Отметим, что новая норма не применяется к зданиям, сооружениям, если хотя бы на одно помещение, расположенное в таком здании, сооружении зарегистрировано право собственности, к многоквартирным домам, а также к помещениям, расположенным в многоквартирном доме и составляющим общее имущество в нем.

К сведению

Федеральным законом от 13.07.2015 № 251-ФЗ также внесены изменения в Федеральный закон от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в части регистрации права в случае, когда оно возникло на основании акта государственной власти или акта органа местного самоуправления. Согласно новой редакции п. 1 ст. 16 закона в случае возникновения не только права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество на основании соответствующего акта органа власти или сделки, совершенной на основании такого акта, государственная регистрация права или обременения будет осуществляться на основании заявления соответствующего органа власти, принявшего акт. Ранее такое заявление подавало лицо, в отношении которого были приняты соответствующие акты. Согласно новой редакции нормы лицо, в отношении которого принят акт, вправе подать соответствующее заявление о госрегистрации соответствующих прав по собственной инициативе.

Изменения вступают в силу 1 декабря 2015 г.