Два с половиной года без рыночного доминирования: антикризисные меры

| статьи | печать

На рассмотрение в Госдуму 18 июня поступил правительственный законопроект с поправками в антимонопольное законодательство. Предлагаемые изменения ограничивают возможность признания положения хозяйствующих субъектов доминирующими на рынке, проведения внеплановых проверок антимонопольными органами субъектов малого бизнеса, а также «аннулируют» ограничения, касающиеся входа в сеть, для ретейлеров, чей оборот за год не превышает 400 млн руб. Кроме того, планируется обязать налоговые органы предоставлять сведения о выручке хозяйствующих субъектов по запросу антимонопольных органов.

Субъекты с долей определенного товара на рынке не более 35%, а также компании, имеющие в составе учредителей только физичес­ких лиц, или индивидуальные предприниматели, не состоя­щие в группе лиц, имеющие ежегодный оборот не более 400 млн руб. (за некоторыми исключениями), не могут быть признаны занимающими доминирующее положение — эти и другие поправки предлагается внести в нормативную базу законопроектом № 817991-6 «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“ и иные законодательные акты Российской Федерации» (далее — законопроект). Документ был одобрен на заседании Правительства РФ 11 июня и на днях уже поступил на рассмотрение в Госдуму.

Законопроект был разработан ФАС России с целью реализации мероприятий антикризисного плана по снижению избыточного антимонопольного контроля (утв. распоряжением Правительства РФ от 27.01.2015 № 98-р).

Доминирующее ­положение — для тех, у кого за 35%

Согласно ч. 6.1, 6.2 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) по результатам анализа состояния конкуренции антимонопольный орган признает доминирую­щим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 35% и превышает доли других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, но который может оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке, если при этом соблюдаются определенные условия. Для уменьшения административной нагрузки на хозяйствую­щие субъекты законопроектом планируется исключить данные положения.

Кроме того, на срок до 1 января 2018 г. предлагается ввести новые правила контроля экономической концентрации на товарных рынках. Так, законопроект содержит запрет на признание доминирующим положения хозяйствующего субъекта — организации, учредителем (участником) которой являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает 400 млн руб. Исключения из этого правила составят:

  • финансовые организации;
  • субъекты естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии;
  • хозяйствующие субъекты, имеющие в качестве учредителей или участников хозяйствую­щих субъектов — юридических лиц;
  • хозяйственные общества, в уставном капитале которых имеется доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования;
  • хозяйствующие субъекты, которые входят в одну группу лиц с другим хозяйствующим субъектом (субъектами). Данное исключение не применяется к хозяйствующим субъектам, объединяемым в группу лиц по принципу родства или входящим в одну группу лиц, участниками которых являются только лица, объединяемые в группу лиц по данному основанию, к хозяйствующему субъекту, участником которого является индивидуальный предприниматель (ч. 2.1 ст. 5 Закона о защите конкуренции в ред. законопроекта).

Также не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта — индивидуального предпринимателя, который не входит в одну группу лиц с другим хозяйствующим субъектом, если выручка от реализации товаров такого индивидуального предпринимателя за последний календарный год не превышает 400 млн руб., а также хозяйствующего субъекта — индивидуального предпринимателя, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом по принципу родства (п. 2.2 ст. 5 Закона о защите конкуренции в ред. законопроекта).

Для указанных выше субъектов до 1 января 2018 г. также могут быть выведены из-под запретов соглашения, которые приводят или могут привести к сокращению или прекращению производства товаров, при условии, что совокупная выручка от реализации товаров таких хозяйствующих субъектов за последний календарный год не превышает 400 млн руб.

Законопроектом также предлагается дополнить Закон о защите конкуренции новым положением, согласно которому до 1 января 2018 г. внеплановая выездная проверка субъектов малого предпринимательства может быть проведена только после согласования с органом прокуратуры (за исключением признаков заключения ограничивающего конкуренцию соглашения — картеля).

Для более эффективного применения антикризисных мер законопроектом вводится еще одно новое правило — обязанность налоговых органов по мотивированному запросу руководителя антимонопольного органа или его заместителя предоставлять имеющиеся сведения о размере выручки от реа­лизации товаров, расходов на приобретение товаров или суммы активов хозяйствую­щего субъекта, в отношении которого рассматривается заявление о нарушении антимонопольного законодательства, возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства или дело об административном правонарушении или осуществляется контроль экономической концентрации.

Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, эти меры обусловлены тем, что антимонопольным органам необходима указанная информация для применения норм, в соответствии с которыми ряд хозяйствующих субъектов выводится из-под действия отдельных норм антимонопольного законодательства исходя из суммы выручки таких субъектов.

«Бедные» поставщики продовольствия и ретейлеры получат административные скидки

Федеральным законом от от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельнос­ти в Российской Федерации» (далее — Закон о торговой дея­тельности) для торговых сетей, осуществляющих реализацию продовольственных товаров, а также для поставщиков таких ретейлеров установлены некоторые, в том числе антимонопольные, ограничения. Например, обязанность как поставщиков, так ретейлеров обнародовать требования к потенциальным торговым партнерам, ограничения на взимание платы за вход в сеть, требование об оформлении отдельного договора об оказании услуг по продвижению товаров и т.д. (ст. 9 Закона о торговой деятельности). Статьей 13 Закона о торговой деятельнос­ти установлены специальные антимонопольные требования к торговым сетям и их поставщикам продовольствия: запрет создавать препятствия для входа или выхода с рынка других хозяйствующих субъектов, нарушать установленный порядок ценообразования, навязывать контрагентам определенные условия. Кроме того, в ст. 14 Закона о торговой деятельности установлены ограничения на расширение торговых площадей для ретейлеров, через которых было реализовано более 25% товаров за отчетный период в границах субъекта РФ или муниципального образования.

Законопроектом предлагается отменить перечисленные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, в том числе посредством торговых сетей, а также осуществляющих поставки продовольственных товаров, если выручка таких субъектов за последний календарный год (с учетом выручки их группы лиц) не превышает 400 млн руб.

Уже сейчас высказываются опасения относительно того, что указанные послабления приведут к произволу и дискриминации на региональных рынках. Правда, представляется, что в отношении торговых сетей эти поблажки будут применимы в редких случаях. Для ретейлеров федерального значения оборот в 400 млн руб. в год — цифра смешная. Для сравнения: выручка торговой сети «Лента» за прошлый год составила почти 200 млрд руб. (по данным пресс-релиза о консолидированных операционных результатах и размере выручки за IV квартал и год, завершившиеся 31 декабря 2014 г.), а торговой сети «Магнит» — более 760 млрд руб. (по данным пресс-релиза компании от 12 января 2015 г.).

Прикрепленные файлы: