Россияне на здоровье не жалуются

| статьи | печать

Средний россиянин на здоровье в целом не жалуется, а в случае недомогания обращается в госполиклинику или лечится самостоятельно, свидетельствуют данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Как показал опрос, половина россиян (49%) вполне удовлетворены состоя­нием своего здоровья. Более трети (38%) оценивают собственное самочувствие еще выше — как хорошее или очень хорошее. Недовольны им только 12%. Самочувствие близких считают удовлетворительным 70% опрошенных (для сравнения, в 2014 г. — 74%).

Чрезмерные тревоги и беспокойства 27% наших сограждан в настоящее время называют главной причиной болезней. Старение, возглавлявшее рейтинг негативных факторов в прошлом году (31%), сегодня на втором мес­те (23%). Еще 22% респондентов убеждены, что все болезни связаны с плохой экологией. Чаще стали жаловаться на неблагоприятные климатические условия (8% в 2014 г. и 14% в 2015 г.). Каждый пятый (20%) винит в недомоганиях усталость от работы, отсутствие времени на лечение и отдых, а каждый десятый (12%) — работу на вредном производстве. 19% полагают, что болезни, как правило, передаются по наследству. 17% сетуют на нехватку средств на профилактику и лечение. К негативным факторам также относят плохое питание (12%), отсутствие физических нагрузок (9%) и др.

В случае болезни за бесплатной медицинской помощью в государственную поликлинику идут 46% опрошенных (55% в 2014 г.). К услугам платной медицины обращаются только 8% опрошенных. За год возросла доля тех, кто предпочитает самолечение (с 32 до 38%). Пожилые люди чаще посещают государственные поликлиники (56% старше 60 лет), а молодежь обычно пытается справиться с болезнями своими силами (51% от 18 до 24 лет). Народные целители пользуются популярностью лишь у 2% респондентов. Наконец, 5% участников опроса при недомогании не предпринимают никаких действий, пуская все на самотек.

По данным ­ВЦИОМ, большинство россиян в последние полгода не испытывали трудностей при обращении к врачу или приобретении лекарств, однако среди различных проблемных ситуаций можно выделить наиболее распространенные. Чаще всего за прошедшие шесть месяцев респонденты сталкивались с тем, что не могли попасть на прием к доктору из-за его отсутствия или длинной очереди — об этом сказали 37% (в том числе 16% — периодически, 21% — несколько раз), а также купить необходимое лекарство по причине его дороговизны — 37% (16 и 21%, соответственно). При этом на отсутствие лекарственных средств в аптеках жаловались реже: о том, что не смогли найти нужные медикаменты в аптеках, сообщили 28% участников опроса.

Около трети опрошенных испытали на себе грубость или же равнодушие врачей и медсес­тер (30%), стали жертвами врачебного непрофессионализма — неверно поставленного диагноза, неправильно назначенного лечения (30%). Каждый четвертый (27%) вынужден был отдать деньги за медицинские услуги или лекарства, полагавшиеся им бесплатно. Пятая часть респондентов (21%) столкнулась с отсутствием в больнице необходимого им оборудования или медикаментов (в январе этого года таковых было 30%).