Руководители по закупкам ищут новые способы взаимодействия с поставщиками

| статьи | печать

Сегодня отделы закупок российских компаний сталкиваются с проблемами. Как они их решают, с помощью каких инструментов подстраиваются под новые экономические реалии? Что меняется в их деятельности и бизнес-процессах? Чтобы получить ответы на эти вопросы, аналитики Центра электронных торгов B2B-Center провели исследование на тему «Влияние текущей экономической ситуации на закупочную деятельность».

Больше половины руководителей по закупкам (52%) с оптимизмом смотрят на текущую рыночную ситуацию и считают сложившееся положение дел в экономике открытым «окном возможностей», а не барьером для бизнеса. Таковы результаты исследования. В опросе приняли участие около 100 директоров по закупкам и руководителей закупочных подразделений крупных российских компаний и филиа­лов международных ­корпораций.

Почти половина закупщиков (45%) не замечают изменений в рабочих процессах. Другие же указывают на преобладание краткосрочных решений и усиление контроля над расходованием средств.

Примерно треть отметила сокращение временного горизонта планирования. В некоторых компаниях годовое планирование заменено квартальным, а квартальное — месячным. Такие меры часто используются в нестабильной экономичес­кой ситуации.

17% опрошенных заявили о сокращении бюджета закупок и ужесточении контроля затрат — теперь согласования требуют закупки на гораздо меньшие суммы, чем до кризиса. Увеличилось и количество этапов согласования, считают 10% респондентов. Изменения в процессах закупок приведены на рис. 1.

Количество потенциальных контрагентов растет

Помимо изменений в процессах закупок, экспертов интересовал вопрос, как их оптимизируют в компаниях, ведь в сложившейся ситуации руководители ищут новые способы повышения эффективности. Отвечая на него, 67% респондентов указали на расширение базы поставщиков.

Повышение квалификации персонала было названо в качестве второго важнейшего фактора. Обучению сотрудников уделяют внимание больше половины опрошенных (52%). Всего полгода назад 29% закупщиков отмечали подготовку кад­ров в области закупок как проблемную («ЭЖ», 2014, № 43). Эксперты прогнозировали обострение недостатка кад­ров в ближайшее время.

Сегодня директора по закупкам считают, что специалис­тов в области закупок нужно развивать и удерживать любыми способами. Брать с рынка новых людей рискованно, поэтому нужно прикладывать большие усилия к работе с персоналом.

Также руководители отметили расширение географии закупок. Компании ищут поставщиков в новых регионах и странах, в том числе переориентируются на взаимодействие с партнерами из Азии в условиях экономических санкций.

Согласно результатам опроса для более эффективного взаи­модействия с поставщиками закупщики пока предпочитают увеличивать количество потенциальных контрагентов. Другие способы, как, например, поиск новых инструментов финансирования или запуск специальных программ поддержки текущих партнеров, интересуют закупщиков пока в меньшей степени. Разрабатывать их готовы только чуть более 35% заказчиков. Инструменты и степень их использования приведены на рис. 2.

Еще меньше руководителей задумываются о развитии новых каналов закупок, например организации совместных торговых процедур (см. рис. 3). Тема совместных закупок не первый год обсуждается, но массово этот инструмент пока не используется.

Эффективные закупки основаны на прозрачности

В прошлом году эксперты прогнозировали повышение прозрачности взаимодействия с поставщиками как основы роста эффективности закупочной деятельности в компаниях.

Комментарии экспертов1

Если поставщик не знает, что тендер проводится несколькими компаниями, а не одной, выиграть от этого можно только один раз. Ведь, как правило, поставщики следят за своей продукцией, и постфактум ситуация всегда для них ясна. Поэтому впоследствии с таким поставщиком будет сложно договариваться. Проще при проведении торгов сразу позиционировать себя как консорциум и гарантировать определенные объемы закупки для каждой из компаний в обмен на выгодные условия сделки. Такая практика на рынке уже распространяется. Прозрачные отношения с контрагентами — приоритет, который стоит превыше всего.

В отношениях с поставщиками непродуктивно ориентироваться на сиюминутную выгоду, важно выстраивать долгосрочные и прозрачные отношения, совместно развиваться в рамках одной отрасли. Очевидную несостоятельность первой стратегии, когда компания не думает о выгоде своих партнеров, стремясь выжать из них как можно больше, показали компании российской машинострои­тельной отрасли, которые работали так многие годы. Цель должна быть единой, а финансы прозрачными — это двигатель эффективного построения ­закупок.

Все более актуальным становится снижение зависимости от импорта, ему отдают предпочтение 47% респондентов (см. рис. 4).

И хотя в нынешней ситуации закупщики используют простые экстенсивные методы реагирования на кризисные явления, тем не менее инструменты применяют различные. Их специфика зависит во многом не только от ситуации, но и сферы деятельности компании, ее стратегии и гибкости политики цено­образования. Результаты опроса в целом демонстрируют позитивную реакцию на кризис: изменений немного и они связаны с новыми возможностями. Закупщики сохраняют инвестиции в персонал и считают, что сейчас правильный момент для оптимизации бизнес-процессов.


1 Экспертами выступили опытные закупщики российских компаний ОАО «РусВиниЛ», ОАО «НПК „Уралвагонзавод“», ПАО «ОАК».