Как сделать снабжение в компании максимально эффективным?

| статьи | печать

Один из способов повышения эффективности компании состоит в оптимизации снабжения. А поскольку универсального рецепта решения данной задач нет, лучше всего построить некую диагностическую карту и обозначить на ней ключевые направления, которые должны быть постоянно в фокусе внимания директора по закупкам. Использовать при этом можно различные методы и инструменты. О них рассказывает Сергей Кузовкин, партнер BearingPoint.

Работа по ключевым направлениям в закупках может оказать существенное влияние на финансовые показатели компании. Прямое воздействие достигается путем:

  • снижения общей стоимости закупаемых материалов, услуг и затрат на реализацию функции снабжения;
  • высвобождения оборотного капитала из текущей деятельности.

Косвенное влияние происходит через некоторые меха­низмы:

  • повышение уровня сервиса в обслуживании заказчиков внутри компании и качества закупаемых материалов;
  • снижение зависимости от человеческого фактора;
  • увеличение прозрачности ­закупок.

Рассмотрим направления, оказывающие прямое влияние на финансовые показатели компании и приведем комплекс возможных мер по каждому из них.

Снижение общей стоимости закупаемых материалов и услуг

Сэкономить на товарах и услугах, необходимых компании в производственном процессе, без ущерба для качества конечной продукции — задача сложная, но выполнимая. Здесь можно работать по следующим направлениям.

Укрупнение объемов закупок. Поставщики часто предлагают более выгодные условия при закупках товаров или услуг в больших объемах. Чтобы увеличить масштаб закупок и получить скидки с целью уменьшения стоимости одной единицы приобретаемой продукции, можно организовать централизованное снабжение нескольких предприятий, закупаемых однотипную продукцию. Еще один проверенный многими компаниями инструмент — заключение долгосрочных договоров с поставщиком. Контрагенты в этом случае идут на смягчение условий договора, поскольку имеют контракт на приобретение у них определенных объемов продукции.

Стимулирование конкуренции. В конкурентной среде поставщики готовы на многое, чтобы получить контракт. Большое значение здесь имеет информационная прозрачность торгов. Если заказчик честен со своими поставщиками и обе стороны хорошо понимают правила игры, их риски будут минимальными, а значит, желание участвовать в закупках возрастет. Необходимо также постоянно расширять базу поставщиков, искать парт­неров в других регионах и стимулировать к развитию уже проверенных партнеров. Ведь только сами закупщики могут указать, каким требованиям должен отвечать товар/услуга и как соответствовать им.

Уменьшение доли срочных закупок. Срочность, как правило, серьезное ограничение. Приходится покупать у поставщиков, предлагающих не лучшие условия, принимать не оптимальные решения по транспортировке и т.д. Поэтому больше внимания необходимо уделять планированию потребности в ресурсах и оптимизации этого процесса. Возможные мероприятия по данному направлению приведены в табл. 1.

Уменьшение стоимости на единицу приобретаемых МТР и услуг (таблица 1)

Эффект масштаба
(укрупнение закупок)

- укрупнение квартальной и годовой потребности (долгосрочные договоры);

- укрупнение лотов;

- централизация снабжения нескольких предприятий/регионов для выбранных категорий

Стимулирование конкуренции

- информационная прозрачность для поставщиков правил закупок;

- расширение базы поставщиков: запросы рынку, предварительная ­квалификация, составление длинного списка поставщиков подкатегории;

- управление качеством поставщиков, - мотивационные схемы в зависимости от качества;

- участие в подготовке производства у потенциальных поставщиков;

- электронные закупки, аукционы;

- отказ от квотирования, передача объемов позиции одному поставщику (с возможными опционами второму по цене)

Снижение стоимости за счет ­уменьшения доли срочных закупок

- оптимизация планирования потребности в ресурсах и закупок;

- сокращение времени на закупки «лучшие практики»;

- нормализация нормативно-справочной информации (НСИ), схлопывание дублей

Снижение общей стоимости снабжения за счет расчета экспортного паритета и возможного изменения базиса поставки

- расчет Netback на заводах производителях, расчет цены;
- экспортного паритета, сравнение с текущими условиями покупки;

- изменение базиса поставки и/или введение цены по формулам (в зависимости от динамики базового актива)

Снижение TCO

- анализ влияния качества закупаемых материалов на производительность или на расход;

- расчет TCO для планового объема выпуска (стоимость приобретения, обслуживания и ремонта, простоев и отбраковки, наработка на отказ, прочие значимые компоненты TCO);

- сценарный анализ TCO

Снижение общей стоимости работ за счет детализации и возможной специализации подрядчиков

- разделение в предложениях стоимости материалов и работ, детализация стоимости по видам работ;

- покомпонентное сравнение стоимости претендентов;

- определение потенциального эффекта от специализации и собственного управления по сравнению с закупкой работ «под ключ»

Оптимизация закупок с учетом ­фактической стоимости денег

- сравнение стоимости денег собственной с поставщиками;

- изменение условий платежа: снижение наценки за отсрочку платежа и/или получение доп.скидки, превышающей стоимость денег за уменьшение ­срока платежа;

- использование инструментов: облигации, факторинг

Штрафы, демередж и т.п.

- расчет реальной себестоимости брака, задержек в поставках;

- установка штрафных санкций (с превышением) в договорах с поставщиками;

- использование банковской гарантии

Высвобождение оборотного капитала

Высвобождение оборотного капитала ускоряет его движение и снижает потребность в нем в текущей деятельности. Для достижения этой цели закупщикам нужно обратить внимание на два основных момента.

Эффективное использование ресурсов. Здесь основная задача состоит в поиске рациональных сочетаний сырья и материалов, оптимизации энергетических и других ­затрат.

Оптимальное планирование потребности и закупок. От тщательно продуманных процессов и алгоритмов планирования напрямую зависит эффективность проведения закупок. В специализированных отделах должна вестись работа по нормализации систем нормативно-справочной информации, стандартизации используемого оборудования, запчастей и компонентов, планирование закупок материалов, необходимых в производственном процессе во взаимосвязи с планированием самого производства. Конкретные мероприятия по данному направлению приведены в табл. 2.

Меры по высвобождению оборотного капитала (таблица 2)

Оптимизация планирования потребности в ресурсах

- нормализация НСИ;

- планирование прямых материалов во взаимосвязи с планированием производства;

- планирование запчастей и оборудования во взаимосвязи с планами ТОРО;

- планирование потребления ресурсов на проекты по этапам, своевременная ­информация о сдвигах/остановках проектов, пересмотр потребностей, освобождение неиспользованных материалов;

- определение и уменьшение нормативного времени пополнения запасов;

- уменьшение доли срочной потребности;

- стандартизация используемого оборудования, запчастей и компонентов

Оптимизация планирования закупок/оптимизация уровня складских запасов

- использование процедуры, инструментария и методик MRP;

- повышение достоверности информации по уровням складских остатков, ­запасов в пути, незакрытой потребности, неисполненных остатков заказов;

- пресечение сверхпоставок;

- анализ потребления и установка оптимальных параметров пополнения;

- компания по определению аварийных запасов;

- использование альтернативных материалов;

- использование свободных материалов с других производственных площадок;

- своевременное высвобождение неиспользованных проектных запасов;

- ликвидация «каптерок» и минимизация номенклатуры складов на уровне МОЛ в цехах;

- использование складов поставщика (в том числе склад-магазин)

Снижение стоимости функции снабжения

Оптимизировать необходимо также и организацию самого процесса снабжения. Для этого есть несколько путей. Один из них предполагает применение процедур категорийного менеджмента, то есть введение классификации категорий закупок по объему, критичности для бизнеса, наличия и сложнос­ти развития альтернативных поставщиков (конкуренции, возможности влиять на поставщиков, наличия типовых материалов).

С этой целью можно организовать проект оптимизации снабжения по категорийному менеджменту.

Перенесение закупок на элект­ронные торговые площадки, что упрощает процесс подготовки закупочной до­кумен­тации, организацию и проведение процедур.

В ряде случаев может возникнуть необходимость разделить функции стратегического и оперативного снабжения. При этом важно обязательно уделять внимание синхронизации процессов планирования производства, ремонтов, бюджетирования и (стратегического) снабжения, а также долгосрочным договорам.

А некоторым компаниям может быть полезно принять решение о передаче некоторых проектов или закупочную функцию в целом на аутсорсинг/общий центр обслуживания. Это позволит использовать VMI-технологии, склады поставщика и принесет ряд других преиму­ществ.