Промышленность задирает цены

| статьи | печать

Росстат зафиксировал в марте скачок цен на промышленную продукцию, который в прошлом еще поискать надо. Отличилась прежде всего добыча топливно-энергетических полезных ископаемых.

На промышленные товары, предназначенные для внутреннего рынка, цены за март выросли на 5,5%. Столь высокий месячный прирост не наблюдался как минимум после 2013 г. Из интереса к сравнениям напомним, что в марте 2014 г. промышленные цены увеличились на 2,3%, а в кризисном марте 2009 г., по тогдашним предварительным данным Росстата, — на 4,1%.

За период с начала текущего года промцены выросли на 9,2 против 2,3% в 2014 г. Относительно марта прошлого года их прирост составил 13% (5% соответственно), а за январь — март, тоже в годовом сопоставлении, — 9,8% (4,2%).

Из видов промышленной дея­тельности в добыче полезных ископаемых цены за март выросли на 17,6% (6,7% в марте 2014 г.), продукция обрабатывающих производств подорожала на 3% (1,4%), в производстве и распределении электроэнер­гии, газа и воды — на 2,1% (–0,4% годом ранее).

Более детальная информация показывает, что чемпионом по приросту цен за март стала добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — 20,5%, в остальной-то добыче они снизились на 0,9%. Росстат, в частности, отмечает увеличение цен на сырую нефть — на 35,8%, на сжижение и регазификацию природного газа для транспортирования — на 32,3%.

При этом заметим, что за I квартал цены в добыче углеводородов в годовом сопоставлении ниже на 2,6%. Вероятно, серьезный отскок мировых цен на нефть от достигнутого недавно минимума стимулируют отечественные добывающие компании наращивать ее экспорт и резво «отбивать» на внут­реннем рынке ценовые потери предыдущих периодов. Кстати, в марте 2009 г. сырая нефть для внутреннего потреб­ления подорожала на 46,2%.

В обработке наибольший прирост цен в марте логично показало связанное по технологичес­кой цепочке с нефтедобычей производство кокса и нефтепродуктов — 9,1%. Серьезным ценовым повышением — на 5% — отметились металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, что, видимо, тоже стало «приветом» по эстафете от добычи и обогащения железных руд, где цены выросли на 9,6%.

Не пришел в марте праздник роста цен на улицу производителей машин и оборудования, у которых они снизились на 0,2%.

А вот похмелье от этого праздника через несколько месяцев грозит всем, когда скачок промышленных цен закончится пинком потребительской инфляции.