Ростехнадзор хочет списывать с предприятий штрафы без суда

| статьи | печать

Ростехнадзор подготовил и представил для общественного обсуждения поправки к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Закону об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасных промышленных объектов (ОСОПО), дающие службе право автоматически, во внесудебном порядке, штрафовать за отсутствие страхового полиса владельцев опасных промышленных объектов (ОПО). Пока подобная система действует только в отношении штрафов за нарушение правил дорожного движения: по представлению ГИБДД суммы штрафов списываются со счета виновного без суда и следствия и часто без его ведома.

Если поправки от Ростехнадзора пройдут, под угрозой автоматического взыскания штрафов размером до 500 000 руб. окажется примерно 300 000 ОПО. По данным Ростехнадзора и Национального союза страховщиков ответственнос­ти (НССО), владельцы 40% из примерно 750 000 действующих сейчас в России ОПО не оформили обязательный договор страхования гражданской ответственности. Согласно КоАП РФ размер полагающихся за такое нарушение штрафов — от 15 000 до 20 000 руб. в отношении ответственных должностных лиц и от 300 000 до 500 000 руб. в отношении юрлиц.

Промышленники долгое время тормозили само принятие закона об ­ОСОПО, а после того как с января 2012 г. он все-таки вступил в силу, начали борьбу за снижение установленных Минфином страховых тарифов. В январе текущего года зашел разговор о двухлетних каникулах в ­ОСОПО. Поскольку в 2012 г. премии страховщиков по ­ОСОПО составили 9,1 млрд руб, а в 2013 г. — 9,2 млрд руб. при страховых выплатах, соответственно, в 148,6 и 278,7 млн руб., Минэкономразвития сочло, что собранные средства не работают по своему целевому назначению, и предложило «поставить на паузу» сроком на два года данный вид страхования для всех объектов, исключая те, что относятся к высшему (1-му) классу опасности. Подготовленные Рос­технадзором поправки появились вопреки всем надеждам промышленного лобби. Со своей стороны страховщики отмечают, что диспропорция между сборами и выплатами в данном виде страхования кажущаяся и хватит одной по-настоящему крупной аварии, чтобы все полученные за три года страховые сборы ушли на покрытие ущерба.

По закону, сведения о застрахованных объектах Ростехнадзор должен в течение суток после заключения страхового договора получить от ­НССО. Эти данные используются при подготовке проверок, причем регулярные проверки осу­ществляются только в отношении промышленных объектов 1-го и 2-го классов опасности. Объекты 3-го класса опасности проверяются не чаще, чем раз в три года, в отношении объектов 4-го класса опасности законодательством вообще не предусмотрено проведение плановых проверок. К объектам 4-го класса опасности закон относит нефтяные скважины, краны, эскалаторы метрополитена, газовые сети, небольшие нефтепроводы. В связи с отсутствием регулярных проверок в 2014 г. из сотен тысяч незастрахованных ОПО штрафы получили только 276, сообщает газета «Коммерсантъ» со ссылкой на начальника правового управления Ростехнадзора Юрия Минченко. Общая сумма выписанных штрафов составила 27 млн руб., а взысканных — только 8 млн. По данным Ростехнадзора, на объекты 4-го класса опасности приходится около 30% всех аварий и около 40% всех выплат в рамках ­ОСОПО.

Ранее президент ­НССО Анд­рей Юрьев сообщал журналис­там, что союзу известны случаи, когда владельцы опасных объектов скрывали факты происшествий на своих предприятиях, чтобы избежать проверки со стороны надзорных органов. Средняя выплата в ­ОСОПО в 2014 г. составила 544 000 руб.

Для того чтобы избежать ошибочного наложения штрафов, постановление о нарушении будет выносится по истечении 15 дней после получения от страховщиков информации, сообщил Ю. Минченко. Владельцы ОПО смогут обжаловать штрафы в суде.

Тем временем правительство продолжает работать над предложением по введению двухлетних каникул по ­ОСОПО в рамках антикризисной программы по снижению нагрузки на бизнес. Если решение о каникулах будет принято, на пау­зу окажутся поставленными и «штрафные» поправки от Рос­технадзора.