НССО раскритиковало предложение правительства по мораторию на страхование опасных объектов

| статьи | печать

Правительство РФ выступило с идеей о введении двухлетних «каникул» по уплате обязательных платежей по страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта (ОСОПО). Соответствующий пункт (под номером 21) включен в правительственный антикризисный план, утвержденный 27 января. Соответствующим ведомствам поручено в срок до 5 февраля представить свои предложения по конкретному механизму введения подобных «каникул».

Согласно плану от уплаты страховых взносов по ­ОСОПО могут быть освобождены владельцы всех опасных объектов, кроме 1-го класса опасности. Последних в стране около 1% от общего числа. Таким образом, около 99% от всех опасных промышленных объектов в стране окажутся без страховки. При этом в России находится 27 гидротехнических сооружений, для которых не установлен класс опасности и которые, соответственно, тоже подпадают под действие «двухлетних каникул». По действующему закону об ­ОСОПО эти сооружения должны быть застрахованы по максимуму на сумму в размере 6,5 млрд руб. Федеральный закон № 225-ФЗ об ­ОСОПО был принят в 2010 г. после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС с целью защиты потенциальных пострадавших при подобных авариях (как сотрудников, так и населения, живущего в зоне потенциального поражения), так что подобный вывод гидротехнологических сооружений из-под действия закона об ­ОСОПО выглядит как минимум нелогичным.

Помимо «двухлетних каникул» правительство также предложило пересмотреть страховые тарифы по ­ОСОПО. Разработка соответствующих предложений поручена Мин­экономразвития, Минфину России и Ростехнадзору, а также ряду других ведомств.

Предложения правительства подверглись критике в Национальном союзе страховщиков ответственности (НССО). Как пояснил глава Союза Андрей Юрьев, освобождение от уплаты страховых взносов по договорам ­ОСОПО не только нарушает нормы российского налогового и гражданского законодательства, в соответствии с которыми не допускается заключение договора страхования без оплаты страхователем страховой премии (ст. 929, 954 ГК РФ), но и противоречит основополагающим принципам страхования. А значит, реа­лизация идеи правительства в данной части в соответствии с действующим законодательством невозможна.

«По сути, это отказ от социальной защиты всех, кто работает и живет рядом с промышленными предприятиями. Такой подход считать допус­тимым мы не можем», — пояснил А. Юрьев, указав, что в мировой практике именно во времена экономической нестабильнос­ти страхование используется для минимизации возможных финансовых рис­ков промышленников.

«При отсутствии договора обязательного страхования и возникновении аварии на опасном объекте возникнет вопрос, кто будет осуществлять возмещение вреда потерпевшим. Если при возникновении аварий на опасных предприятиях ущерб потерпевшим будет компенсировать государство, то это приведет к дополнительным расходам бюджетных средств. Механизм, при котором владельцы опасных объектов будут самостоя­тельно осуществлять выплаты потерпевшим денежных средств, повлечет резкое увеличение издержек соответствующих предприятий», — отмечается в официальном сообщении ­НССО.

В настоящее время Банк России завершает анализ действую­щих страховых тарифов. По итогам подготовленного заключения тарифы, скорее всего, будут пересмотрены в сторону понижения. Вероятность того, что промышленному лобби под предлогом экономического кризиса удастся продавить и «двухлетние каникулы» в сборах по ­ОСОПО, также оценивается экспертами как высокая.