Подарочные сертификаты: дискуссия продолжается?

| статьи | печать

В письме от 19.12.2014 № 03-11-11/65746 специалисты Минфина России заявили, что подарочный сертификат — это товар. В конце прошлого года свою позицию о правовой природе подарочных сертификатов и налоговых последствиях также высказал Верховный суд. И точка зрения суда отличается от позиции финансистов. Подробности — в нашем комментарии.

Сертификат — товар?

В комментируемом письме специалис­ты Минфина России указали, что сертификаты по своей сути являются самостоятельным товаром и поэтому их реализация признается торговой деятельностью и, соответственно, подпадает под ­ЕНВД. Обосновывается это следующим образом.

Согласно ст. 38 НК РФ товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. При этом под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом. А согласно ст. 128 ГК РФ к имуществу относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, и иное имущество. Из этого Минфин делает вывод: подарочные сертификаты являются товаром.

Как видим, выводы авторы письма основывают на общих нормах налогового и гражданского законодательства. Поэтому, хотя само письмо и посвящено вопросам ­ЕНВД, вывод получается универсальным и может применяться и для других налогов. Однако торопиться не стоит — использование этого разъяснения может оказаться небезо­пасным даже для «вмененщиков», не говоря уже об остальных налогоплательщиках.

Сертификат — деньги!

Обратите внимание: рассматриваемые разъяснения финансистов датированы 19 декабря 2014 г. А это на неделю раньше, чем свою точку зрения по тому же самому вопросу высказал Верховный суд. И это мнение суда оказалось противоположным тому, что содержится в письме Минфина.

Верховный суд РФ рассматривал ситуацию с сертификатами несколько с иной стороны — в какой момент учитывать в доходах суммы, полученные налогоплательщиком за неиспользованные сертификаты. Но, по существу, разбирательство все равно свелось к определению экономической сути сертификата: является он самостоятельным товаром или всего лишь удостоверяет получение продавцом предоплаты за другой товар. И судьи ВС РФ решили, что сертификат — это не самостоятельный товар. Вот как обоснован этот вывод в Определении ВС от 25.12.2014 № 305-КГ14-1498.

Первым делом судьи выяснили, для чего нужен сертификат. При этом они рассмотрели сделку по приобретению сертификата не как самодостаточную, конечную операцию, а как часть совокупности сделок. Так, судьи выделили следующие этапы. Первый — реализация подарочной карты (сертификата) юридическим лицам (со 100% оплатой номинальной стоимости сертификата). Второй — дальнейшая передача ими подарочной карты физическим лицам (как правило, в виде подарка). Третий — погашение карты (сертификата), которое происходит при предъявлении физичес­кими лицами данной карты организации, выпустившей подарочную карту (сертификат), в обмен на принадлежащую ей продукцию на сумму, указанную в карте в качестве номинала.

Из этого судьи делают логичный вывод: конечная цель всей этой операции вовсе не реализация сертификата, а продажа товаров. Сертификат же всего лишь способ такой реализации. Именно поэтому он никак не может быть самостоятельным товаром.

Таким образом, Верховный суд четко определил: денежные средства, полученные налогоплательщиком при реа­лизации сертификатов, фактически являются предварительной оплатой товаров, которые будут приобретаться в будущем. А вот уже обмен подарочной карты (сертификата) на товары признается реализацией товара. В этой связи суммы оплаты карт, полученные организацией (продавцом) от покупателей этих карт (сертификатов), являются не чем иным, как предоплатой.

Прежняя позиция Минфина

И еще один аргумент в подтверждение того, что комментируемое письмо лучше не применять на практике. Дело в том, что сама позиция финансистов по этому вопросу непоследовательна.

Так, в письме от 25.03.2011 № 03-03-06/1/268 специалисты Минфина России указали, что сертификаты по своей сути самостоятельным товаром не являются — они лишь удостоверяют право предъ­явителя сертификата на получение товара. Поэтому суммы, полученные от реализации сертификатов, надо учитывать в качестве авансов.

Реализация же товара возникает позднее — при «отоваривании» сертификата. Почему Минфин поменял подход, да еще и вступив в заочную полемику с ВС, — неизвестно. Однако это лишний раз свидетельствует о том, что применение нового подхода чревато рисками.

Налоговые последствия с точки зрения суда

Для налогового учета нужно различать организацию — продавца сертификата и организацию, принимающую этот сертификат к оплате. Эти роли могут совпадать, если продажами сертификатов занимается сам владелец продукции (товара, работы или услуги), на которую выдается сертификат. Но может быть и другая ситуация — продавец сертификата выступает в роли обычного посредника. В этом случае при реализации сертификатов на товары, работы или услуги, которые будет продавать (выполнять или оказывать) доверитель, посредник не уплачивает НДС, так как плательщиком налога по этой операции является доверитель (подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 156 НК РФ). Равно как «транзитные» суммы оплаты за этот сертификат, поступившие посреднику, в его доходы не включаются (подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ). Под ­ЕНВД продажа сертификатов у посредника тоже не подпадает, так как сертификат товаром не является.

Перейдем теперь к организатору акции. Тут вне зависимости от выбранной схемы продаж (самостоятельно или через посредника) поступившие от покупателей сертификатов суммы будут признаваться авансами. Так что в момент получения денег за сертификат у организации — инициатора акции, применяю­щей общий режим и метод начисления, возникнет налоговая база по НДС (подп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ) и не возникнет налогооблагаемого дохода — ведь авансы при методе начисления в налоговую базу не включаются (подп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ). Выручка по данной операции будет только после того, как владелец сертификата предъявит его к оплате и получит причитающийся ему товар, работу или услугу. У компаний на «упрощенке» все наоборот: при получении денег за сертификат обязанностей по НДС не возникает (поскольку они его не платят), зато появляется доход в виде аванса.

Что же касается ­ЕНВД, то реализация сертификатов тут вообще отдельной операцией не является, а признается лишь способом продажи основных товаров. А значит, из-под ­ЕНВД эта деятельность не выпадает.