Минэкономразвития оценит, насколько эффективны нормативные акты в России

| статьи | печать

С 1 января 2016 г. Минэкономразвития России будет уполномочено в течение года осуществлять оценку фактического воздействия действующих нормативных актов. После истечения этого срока обязанность по оценке перейдет к их разработчикам. Правила проведения оценки утверждены постановлением Правительства РФ от 30.01.2015 № 83 «О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

С 2016 г. вступят в силу Правила проведения оценки фактического воздействия, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.01.2015 № 831 (­далее — Правила и Постановление № 83 соответственно). С этого же дня утратит силу ныне действующее постановление Правительства РФ от 29.06.2011 № 633 «Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной влас­ти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Правда, прежде чем новые Правила реально начнут работать, Минэкономразвития России должно будет утвердить несколько сопутствующих до­кумен­тов. До 1 октября 2015 г. министерству необходимо будет разработать и принять методику оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования, а также методику проведения пуб­личных (общественных) консультаций (обсуждений). К 1 января 2016 г. также должны быть приняты:

  • форма проекта плана проведения и оценки фактического воздействия нормативных правовых актов;
  • форма отчета об оценке фактического воздействия нормативного правового акта;
  • форма заключения об оценке фактического воздействия нормативного правового ­акта;
  • методика оценки фактичес­кого воздействия нормативных правовых актов (п. 2 Постановления № 83).

За оценкой регулирующего воздействия последует оценка воздействия фактического

Проводить оценку фактичес­кого воздействия (ОФВ) нормативных актов по общему правилу должны будут сами разработчики. Однако на переходный период сроком до 1 января 2017 г. обязаннос­ти по проведению ОФВ будет выполнять Минэкономразвития России (п. 5 Постановления № 83).

Под требование об обязательной ОФВ подпадают две группы нормативных актов (п. 2 Правил).

Во-первых, проверке на эффективность подлежат нормативные акты, для проектов которых установлено требование об оценке регулирующего воздействия (ОРВ). Сейчас это акты федеральных органов исполнительной власти, которыми регулируются отношения в области:

  • организации и осуществления государственного контроля (надзора);
  • установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания);
  • производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
  • оценки соответствия и в области безопасности процессов производства (абз. 4 п. 3.1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной влас­ти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1009).

В план ОФВ перечисленные акты должны будут включаться по предложению самого Минэкономразвития, а также иных органов госвласти, субъектов предпринимательского сообщества, научно-исследовательских, общественных организаций и некоторых иных субъектов. Предложения должны содержать сведения о том, что нормативные акты, которые предлагается оценить, создают необоснованные барьеры для предпринимателей или необос­нованные расходы — для бюджета. Крайняя дата поступления таких предложений для их включения в план ОФВ на очередной год — 1 ­июня текущего года (п. 7, 8 Правил).

Заметим, что Постановлением № 83 внесены изменения в перечь нормативных правовых актов, проекты которых подлежат ОРВ. К ним, помимо названных выше, будут приобщены акты, регулирующие отношения:

  • по взиманию налогов и сборов, а также возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
  • в области создания, реорганизации и ликвидации юридичес­ких лиц и осуществления ими своей деятельности;
  • в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), к выполнению работ и оказанию услуг;
  • в области порядка и правил регулирования таможенного дела в РФ;
  • в области закупок товаров, работ, услуг отдельными юридическими лицами в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
  • в области применения мер ответственности за нарушения законодательства РФ в перечисленных сферах.

Во-вторых, оценка ОФВ будет проводиться на основании решения Президента, Правительства РФ или Правительственной комиссии по проведению административной реформы (далее — Правительственная комиссия; см. также ar.gov.ru).

План оценки на очередной год должен быть готов к 1 ноября

Процедура ОФВ подразделяется на четыре этапа:

  • разработка плана проведения ОФВ и его публичное обсуждение;
  • подготовка и публичное обсуждение отчета об ОФВ;
  • подготовка заключения Мин­экономразвития России об ОФВ;
  • рассмотрение Правительственной комиссией отчета и заключения Минэкономразвития России об ОФВ.

Проект плана проведения ОФВ Минэкономразвития России будет составлять не позднее 1 августа, и до этой же даты он должен быть размещен на портале regulation.gov.ru для публичного обсуждения в течение минимум 20 рабочих дней с момента размещения до­кумен­та с уведомлением разработчиков нормативных актов, включенных в проект плана. В течение десяти рабочих дней после окончания этого срока министерство должно будет обнародовать сводку предложений к плану, а затем — доработанный проект плана по ОВФ (п. 9—14 Правил). До 1 октября года, предшествующего году проведения ОФВ, план представляется в Правительственную комиссию, которая должна утвердить его до 1 нояб­ря (п. 16, 17 Правил).

Разработчики, чьи нормативные акты попадут в план проведения ОФВ на очередной год, обязаны будут в сроки, установленные Правительственной комиссией, разместить на официальном сайте текст оцениваемого нормативного акта и отчет о проведении его ОФВ.

Такой отчет, помимо данных о до­кумен­те, будет включать:

  • сведения о круге субъектов, на которых распространяется действие акта, в том числе сравнение круга субъектов на момент проведения ОРВ и на момент проведения ОФВ;
  • оценку положительных и отрицательных последствий установленного регулирования;
  • оценку эффективности достижения заявленных целей регулирования;
  • оценку фактических расходов субъектов экономической деятельности, связанных с необходимостью соблюдения обязанностей или ограничений;
  • сведения о привлечении к ответственности за нарушение установленных требований (если такая ответственность была предусмотрена) и др. (п. 18 Правил).

Отчет и нормативный акт пос­ле размещения в Интернете подлежат публичному обсуждению не менее чем в течение 20 рабочих дней. Еще десять рабочих дней отведено разработчику акта для составления сводки предложений по итогам обсуждения и ее размещения на сайте. Доработанный отчет разработчик направит в Мин­экономразвития для подготовки заключения, на это у министерства есть десять рабочих дней (п. 19—22 Правил).

Правительственная комиссия на заседании рассмотрит отчет об ОФВ вместе с заключением по нему и примет решение о достижении или недостижении цели правового регулирования, наличии в нормативном акте положений, необоснованно затрудняющих ведение экономической деятельности или приводящих к необоснованным бюджетным расходам, а также о необходимости внести изменения или отменить нормативный акт.


1 Документ вступит в силу по истечении семи дней с даты официального опубликования. На момент подписания номера в печать документ официально не опубликован.