ОСАГО избежало коллапса, но по-прежнему в кризисе

| статьи | печать

Коллапса системы ОСАГО удалось избежать благодаря октябрьскому повышению тарифов, однако обязательная автогражданка по-прежнему находится в кризисе. К такому выводу пришли эксперты, собравшиеся 12 ноября на круглый стол «Новые тарифы ОСАГО: итоги и прогнозы», прошедший в РИА «Новости».

Говоря о повышении тарифов, глава экспертного совета по страховому законодательству Государственной думы Александр Коваль отметил: «Если бы этого не было сделано, рынок ­ОСАГО в России был бы полностью разрушен».

Управляющий партнер Akteon Asset Management Андрей Кинякин описал возможную ситуацию так: «Мы бы увидели дальнейший уход надежных страховщиков из регионов, усиление демпинга со стороны компаний-однодневок и, как следствие, увеличение количества мошеннических схем. Ситуация бы усугубились непростым положением российской экономики, а также — из-за санкций — снижением возможностей российских компаний по фондированию. Таким образом, купить полис в целом ряде субъектов РФ можно было бы лишь у недобросовестных компаний. А отрасль могла бы столкнуться с заметным снижением объема выплат, что способствовало бы ее дискредитации и обозначило бы длительную стагнацию не только сегмента автокредитования, но и заметное снижение темпов роста страховой отрасли в целом, ее рост не превысил бы 5% в год».

Но кризисные явления в отрасли остаются. О них высказался научный руководитель Исследовательского центра «ВВП» Саид Гафуров: «Безус­ловно, корректировка тарифа, предпринятая ЦБ, в некоторой степени выровняла ситуацию. Однако почти в половине регио­нов страны ­ОСАГО остается убыточным для страховщиков, а люди испытывают проблемы при покупке полисов ­ОСАГО. Стремясь минимизировать издержки, страховщики продолжают практику переноса центров урегулирования в отдаленные районы, практику сокращения продаж полисов. Стремление страховщиков снизить расходы на ведение дела, уменьшение объема инвестиций опасно тем, что снижает доступность и качество услуг, что, в свою очередь, ведет к усилению конкуренции с „серыми“ и „черными“ страховщиками (особенно в регионах)».

По данным А. Кинякина, рентабельность бизнеса по ОСАГО в 1-м полугодии 2014 г. не превышала 2,5% и после повышения тарифа поднялась всего на 1 п.п. при средней рентабельности в страховом секторе 5,5—6%.

А. Коваль считает, что поворотным моментом для отрасли станет апрель 2015 г., когда наряду с повышением минимального размера выплат мегарегулятор обещает еще раз повысить тарифы.