Споры с участием фитнес-клубов: договор решает все

| статьи | печать

Фитнес-клубы обслуживают две категории клиентов: частных лиц (потребителей) и компании, которые заказывают услуги фитнес-клубов для своих работников. Условия договоров с разными категориями клиентов могут существенно различаться. От того, как сформулированы эти условия, во многом зависит исход судебного спора, если, конечно, дело дойдет до суда.

Фитнес-клубы предоставляют услуги на условиях публичного договора (ст. 426 ГК РФ), то есть они обязаны оказывать их каждому, кто обратится. Иными словами, фитнес-клубы не вправе устанавливать какие-либо ограничения для посетителей, создавать необоснованные преимущества, кроме отдельных категорий клиентов (ветераны, инвалиды и другие граждане, к которым следует относиться с повышенным вниманием).

Такие услуги оказываются на основании заключаемого с клиентом договора, который по своей правовой природе относится к договору возмездного оказания услуг, регулируемому главой 39 ГК РФ.

Кстати
Фитнес (англ. «fitness», от глагола «to fit» — соответствовать, быть в хорошей форме) давно стал неотъемлемой частью общественной жизни. Приобретение абонементов в фитнес-клубы для занятия спортом, посещения сауны, бассейна является выгодным вложением в свое физическое развитие и укрепление здоровья, способствует повышению эмоционального настроя и психологического комфорта.

Заключаем договор: что можно указать, а что нельзя

В договоре предусматривается комплекс оказываемых услуг клиенту (посещение тренажерного зала, бассейна, сауны, оказание консультационных услуг персональным инструктором и т.д.), срок действия абонемента, размер платы и порядок ее внесения, а также иные условия по усмотрению сторон.

Приложением к договору являются правила посещения клуба и использования тренажерного зала, бассейна, сауны, порядок получения иных услуг. Данные правила также могут быть размещены на официальном сайте фитнес-клуба с указанием в договоре с клиентом на возможность их изменения, что создает для клиента необходимость самостоятельно отслеживать статус правил в Интернете на сайте клуба.

С клиентом-потребителем (физическим лицом), заказывающим услуги фитнес-клуба для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, фитнес-клуб в договоре не должен указывать ничего лишнего, как-то: условия одностороннего отказа от договора (при выплате штрафа или компенсации), положения о штрафах за нарушение сроков оплаты, порядок возмещения убытков, включая упущенную выгоду и т.д. Подобные условия будут признаны ничтожными как не соответствующие нормам ст. 168 ГК РФ и ст. 16 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей).

С клиентами — компаниями и индивидуальными предпринимателями формулирование различных договорных условий не в их пользу фитнес-клубам разрешается на основании принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ), в частности, в договоре можно предусмотреть, что при одностороннем отказе от до­говора со стороны клиента фитнес-клуб удерживает компенсацию в определенном размере. Например, 40—60% или расчетным путем — пропорционально оставшемуся периоду (абз. 3 п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах»).

С клиентами-потребителями это невозможно, поскольку в договорах с ними могут устанавливаться только такие договорные условия, которые не противоречат Закону о защите прав потребителей. То есть условия, предусмотренные в законодательстве РФ (например, общие положения о праве возмещения убытков, о процентах за пользование чужими деньгами и т.д.). Специальные способы защиты интересов фитнес-клуба, как-то: повышенная неустойка за нарушение срока оплаты абонемента, обеспечительный (страховой) депозит и др. в договоре с потребителем устанавливать нельзя, поскольку они не предусмотрены Законом о защите прав потребителей.

В практике нашей юридической компании был случай, когда суд признал ничтожным целый комплекс условий, изложенных в договоре между фитнес-клубом и потребителем, поскольку все они противоречили закону: право фитнес-клуба в одностороннем порядке определить сумму причиненного потребителем ущерба, вычесть ее из внесенной платы за абонемент с обязательством потребителя доплатить недостающую сумму и с начислением неустойки за нарушение срока ее внесения (решение Никулинского районного суда г. Москвы от 13.06.2013 по гражданскому делу № 2-3971/13).

Помимо этого, за включение в договор с потребителем условий, ущемляющих его права, п. 2 ст. 14.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц в размере от 1000 до 2000 руб.; для юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб.

Если клиент расторгает договор

Клиент-потребитель, кроме того, вправе в любое время в период действия договора с фитнес-клубом в одностороннем внесудебном порядке немотивированно отказаться от договора и получить обратно часть уплаченной им цены пропорционально неиспользованному периоду. Сумма к возврату определяется расчетным путем: берется общее количество дней в период действия абонемента и, исходя из общей стоимости услуг, определяется стоимость дневного посещения, полученная величина умножается на количество дней, остающихся с даты получения уведомления фитнес-клубом уведомления о расторжении договора и до даты окончания срока действия абонемента.

Эту сумму следует возвращать потребителю добровольно по его требованию. Иначе он вправе в судебном порядке взыскать не только эту сумму, но проценты по ст. 395 ГК РФ за неправомерное пользование его деньгами, компенсацию морального вреда, 50-процентный штраф от всех присужденных сумм за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя, а также все судебные издержки по делу, включая госпошлину, от которой потребитель был освобожден, расходы на оплату услуг его юристов.

В то же время при отсутствии у клиента желания пользоваться услугами фитнес-клуба он должен совершить действия, направленные на расторжение договора, направив соответствующее заявление, приложив к нему абонемент или пластиковую карту, либо иной документ, дающий ему право доступа в клуб. Простое непосещение клуба не является основанием для возврата уплаченных за абонемент денег, поскольку услуги клуба заключаются в предоставлении возможности его посещать, что во всяком случае является правом самого клиента (Определение Московского городского суда от 15.04.2014 № 4г/6-4034/14, Апелляционное определение Иркутского областного суда от 21.05.2014 по делу № 33-4039/14).

Наиболее распространенный в практике случай отказа потребителя от договора с фитнес-клубом — неоткрытие к согласованной дате бассейна. Потребитель, приобретая абонемент в клуб, рассчитывает на посещение не только тренажерного зала, но и бассейна. Поэтому неоткрытие бассейна ущемляет права потребителя и служит основанием для отказа от до­говора и возврата всей уплаченной суммы, а также компенсации морального вреда и неустойки за нарушение срока удов­летворения требований потребителя (неустойки за нарушение срока открытия бассейна против согласованной даты и до момента расторжения договора и неустойки за нарушение срока возврата уплаченной суммы).

Суд в таком деле не примет во внимание ссылку клуба на то, что абонемент в ситуации, когда еще не работал бассейн, был реализован клиенту с существенной скидкой, поскольку данное обстоятельство не дает оснований клубу нарушать права потребителя.

Кроме того, клуб как субъект предпринимательской деятельности несет все связанные с ней риски за свой счет. Поэтому, принимая на себя обязательство по открытию бассейна к установленной дате, обязан его выполнить надлежащим образом и в срок в силу ст. 309, 310 ГК РФ (Апелляционное определение Московского городского суда от 18.06.2013 по делу № 11-18680).

Вместо отказа от договора потребитель может продолжать пользоваться тренажерным залом и иными услугами клуба, а бассейн посещать в другом месте, где цены не превышают среднерыночные расценки и являются максимально экономными (например, два-три посещения в неделю в муниципальном учреждении, работающем по утверждаемым тарифам). Свои расходы на оплату таких посещений он вправе предъявить фитнес-клубу в качестве убытков, поскольку необходимость их несения обусловлена его виновным бездействием, связанным с неоткрытием к согласованной дате бассейна (ст. 15 ГК РФ).

Обратите внимание!

Фитнес в пределах разумного

Расходы на фитнес руководство компании должно согласовывать с владельцами бизнеса.

Так, в деле, которое рассматривал ФАС Дальневосточного округа, директор компании купил себе абонемент в дорогой фитнес-клуб без согласования с владельцами бизнеса. Последние взыскали с него потраченную сумму через суд в качестве убытков на основании ст. 15 ГК РФ (постановление от 31.03.2014 № Ф03-937/2014 по делу № А51-16834/2013).

Мотивируя свое решение, судьи, в частности, указали на отсутствие доказательств того, что в компании существовала утвержденная корпоративная политика по предоставлению всем работникам или отдельным их категориям клубных карт фитнес-клубов. Приобретение абонемента в дорогой фитнес-клуб судьи расценили как единичный случай реализации директором общества предоставленных ему полномочий в виде направления денежных средств общества на личные нужды. Легитимность этого вердикта подтверждена Определением ВАС РФ от 17.07.2014 № ВАС-9063/14.

Хранение вещей: кто ответит за пропажу

На период занятий в фитнес-клубах клиенты оставляют в специальных сейфах или шкафчиках свои личные вещи и ценности. Фитнес-клуб как профессиональный хранитель несет ответственность за сохранность переданных ему вещей в силу п. 5 ст. 925 ГК РФ: правила данной статьи о хранении вещей в гостинице, соответственно, применяются в отношении хранения вещей граждан в мотелях, домах отдыха, пансионатах, санаториях, банях и других подобных организациях. Запираемые на замок шкафчики в раздевалке фитнес-клуба предназначены именно для хранения вещей посетителей, поэтому администрация фитнес-клуба несет ответственность за хранение вещей, оставленных в шкафчике.

Администрация не сможет освободить себя от ответственности со ссылкой на то, что не принимала от клиентов вещи на хранение, а всего лишь предоставляла шкафчики и ключи от них во временное пользование. Как профессиональный хранитель фитнес-клуб отвечает перед своими клиентами за пропажу вещей в силу закона (п. 3 ст. 401, п. 1 ст. 886, п. 2 ст. 887, п. 1 ст. 901 ГК РФ).

В данном случае между фитнес-клубом и его клиентом фактичес­ки складываются правоотношения, вытекающие из договора хранения. Дело в том, что сам по себе факт заключения до­говора на оказание услуг спортивного клуба предполагает наличие возможности потребителя при посещении занятий оставлять свои вещи на хранение в фитнес-клубе. А это в свою очередь предполагает обязанность клуба обеспечить потребителю возможность по хранению его вещей и их сохранность.

Суд также не примет ссылку фитнес-клуба на то, что убытки клиента подлежат возмещению непосредственно лицом, совершившим хищение. В данном случае клиент вправе взыскать такие убытки с самого клуба, допустившего нарушение условий договора хранения. А фитнес-клуб вправе адресовать свои регрессные требования к причинителю ущерба (Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 08.04.2014 по делу № 33-3014/2014).

Так, в одном деле фитнес-клуб не выдал шубу посетительнице, которая хотя и потеряла номерок от гардероба, но смогла достоверно описать свою одежду после ухода всех посетителей, когда других вещей не осталось. Сотрудники клуба не выдали шубу также в присутствии сотрудников полиции, предложив посетительнице получить шубу только в присутствии руководства на следующий день. Вместе с тем шуба была выдана неизвестному мужчине по предъявленному им номерку, притом что данное обстоятельство достоверно подтверждено не было.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что клуб не проявил всей необходимой степени заботливости для сохранности вверенной ему ценной вещи, в связи с чем должен нести ответственность за причиненные клиенту убытки.

В силу ст. 902 ГК РФ при безвозмездном хранении ответственность хранителя ограничена реальным ущербом. Размер ущерба с учетом износа шубы был подтвержден заключением судебной экспертизы (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 23.04.2013 № 33-5285/13).

Суды лояльно подходят к оценке доказательств принадлежности клиенту утраченных из шкафчика в клубе вещей и самого факта их помещения туда, принимая во внимание пояснения клиента, свидетельские показания и иные доказательства. При этом суды отмечают, что в силу объективных причин клиенту затруднительно доказать перечень и стоимость похищенных (то есть отсутствующих у него в наличии на момент предъявления к клубу требований) вещей, учитывая, что он их лишился и, как следствие, ограничен в возможности доказывания в том числе и по вине ответчика (Определение Свердловского областного суда от 22.12.2011 по делу № 33-17801/2011).

Однако фитнес-клуб вправе ограничить свою ответственность перед клиентом за ценные вещи, если обеспечит возможность аренды специальных сейфовых ячеек, куда вещи можно поместить, указав на такую необходимость в договоре и в правилах посещения клуба. Если данная информация (о необходимости оставления ценных вещей в сейфовых ячейках) была доведена до клиентов, при пропаже вещей оснований для взыскания с фитнес-клуба ущерба за вещи не имеется.

Так, по одному делу суд отметил, что наличие объявления на доске информации фитнес-клуба о необходимости помещения ценных вещей в сейфовые ячейки у администратора клуба и соответствующего предупреждения, содержащегося в правилах посещения клуба, наличие реальной возможности размещения вещей в ином специально предназначенном именно для этих целей помещении (хранилище), освобождает фитнес-клуб от возмещения убытков вследствие их утраты (Апелляционное определение Ярославского областного суда от 16.04.2012 по делу № 33-1897/2012).

Техника безопасности: ответственность клуба и клиента

Администрация фитнес-клуба в своих правилах, а также в договоре с клиентами, на ресепшн и в иных доступных местах должна размещать информацию о технике безопасности при пользовании снарядами и тренажерами в спортзале. До допуска клиентов к занятиям в тренажерном зале они должны пройти специальный инструктаж по технике безопасности, о чем поставить свою подпись в экземпляре договора клуба или в отдельном журнале.

За что отвечает клуб

Наличие на тренажерах инструкций о правилах их использования не освобождает фитнес-клуб от обязанности предоставлять своим посетителям информацию о правилах безопасности. В противном случае клуб может быть привлечен к ответственности за причинение вреда жизни или здоровью клиентам на основании п. 1 ст. 1064, ст. 1095 ГК РФ (Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 27.03.2013 по делу № 33-863).

Так, в одном деле посетительница поскользнулась в душевой кабине, упала и получила травму, была доставлена в больницу. Нахождение на лечении подтверждалось медицинской документацией. Договор, предусматривающий обязанность клиентов фитнес-клуба выполнять правила техники безопасности, посетительницей подписан не был, она приступила к занятию без его подписания.

Согласно декларации о соответствии и сертификату соответствия керамическая плитка для пола, использовавшаяся при отделке душевой фитнес-центра, соответствует требованиям ГОСТ 6787—2001 «Плитки керамические для полов. ТУ», ГОСТ 30108—94 «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность». Однако использование в душевой комнате напольной плитки, соответствующей требованиям, предъявляемым к отделочным материалам данного вида, и возможность использования этой напольной плитки в помещениях душевых комнат клуба сами по себе не свидетельствуют об отсутствии вины ответчика в причинении истцу вреда.

Специальных санитарных правил для фитнес-центров не имеется, поэтому возможно использование правил для спортивных закрытых сооружений, в частности, необходима регулярная гигиеническая уборка.

Поскольку ответчиком не были предприняты необходимые меры, направленные на предупреждение случаев травматизма посетителями, несчастный случай произошел с истцом по вине ответчика, не обеспечившего безопасность посещения душевой комнаты и доведение до истца информации о правилах поведения и технике безопасности в душевой фитнес-центра, суд возложил на ответчика ответственность за ущерб и взыскал компенсацию морального вреда за причиненные физические и нравственные страдания (Апелляционное определение Омского областного суда от 30.05.2014 по делу № 33-3375/2014).

Помимо этого, пострадавший клиент вправе предъявить фитнес-клубу в качестве возмещения убытков свои расходы на лечение и приобретение лекарств при условии доказанности потерпевшим их необходимости и того, что он не имел права на бесплатное получение таких видов медицинской помощи (п. 1 ст. 1085 ГК РФ).

Как разъяснено на этот счет в п. 27 постановления Пленума Верховного суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», судам следует иметь в виду, что расходы на лечение и иные дополнительные расходы подлежат возмещению причинителем вреда, если будет установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. Но если потерпевший, нуждающийся в указанных видах помощи и имеющий право на их бесплатное получение, фактически был лишен возможности получить такую помощь качественно и своевременно, суд вправе удовлетворить исковые требования потерпевшего о взыскании с ответчика фактически понесенных им расходов.