Приставы вправе сносить самовольные постройки должников на земельных участках взыскателей

| статьи | печать

Судебные приставы получат carte blanche при принудительном освобождении земельных участков от присутствия должника и его имущества, в том числе путем сноса самовольных построек. Кроме того, они смогут по просьбе должника, взыскателя или по собственной инициативе производить зачет встречных однородных требований по исполнительным документам о взыскании денежных средств. Эти и другие изменения начали работать уже 10 января.

Федеральный закон от 28.12.2013 № 441-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об исполнительном производстве“» (далее — Закон), который вступил в силу 10 января этого года, содержит множество изменений: новые виды исполнительных действий и мер принудительного взыскания, новые минимальные размеры исполнительских сборов, конкретизацию сроков направления имущества для реализации, сроков подачи заявления о возбуждении исполнительного производства в некоторых случаях, а также порядка направления извещений.

Новая мера принудительного исполнения — освобождение земельных участков

Закон дополнил перечень мер принудительного исполнения новым пунктом «Принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества». До сих пор в Федеральном законе от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве) было предусмотрено освобождение только нежилых помещений от присутствия должника и его имущества. А защита прав законных владельцев земельных участков могла осуществляться путем сноса самовольных построек на основании соответствующего исполнительного документа (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 05.03.2013 по делу № А55-18837/2012). Однако, во-первых, при расположении на земельном участке нескольких объектов вопрос о сносе необходимо было решать отдельно, а во-вторых, снос самовольных построек не означал, что земельный участок будет освобожден, ведь на нем могло находиться и иное имущество должника.

Новая мера принудительного взыскания включает в себя освобождение указанного в исполнительном документе земельного участка от движимого и недвижимого имущества должника и запрещение ему пользоваться освобожденным земельным участком. При этом снос расположенных на участке строения, здания или соору­жения либо их отдельных конструкций будет производиться, только если это указано в исполнительном документе (п. 10.2 ст. 68, ст. 107 Закона об исполнительном производстве в ред. Закона). Снос предполагает не только разборку, демонтаж или разрушение недвижимости, но и уборку строи­тельного мусора. Проводить снос можно только в присутствии понятых, при необходимости также сотрудников ОВД, с составлением акта о сносе объекта недвижимости и описи имущества. Для осуществления сноса приставы вправе, но не обязаны, привлечь специализированную организацию, хотя с трудом можно себе представить снос построек силами самих приставов. При этом пристав вправе предложить взыскателю самому оплатить расходы, связанные с принудительным освобождением земельного участка, которые затем будут возмещены за счет должника по общим правилам.

Процентный размер исполнительского сбора менять не решились

Законопроект № 293486-6, ставший теперь Законом, при его внесении в июне прошлого года в Госдуму предполагал увеличение размера исполнительского сбора с 7 до 10% при принудительном исполнении исполнительного документа. Действующий до недавнего времени минимальный размер сбора предполагалось сохранить, добавив лишь минимум для должников — индивидуальных предпринимателей в размере 5000 руб. (см. «ЭЖ», 2013, № 23, с. 09).

В итоге инициатива Правительства РФ была поддержана не полностью: размер исполнительского сбора по-прежнему составляет 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. А вот минимальный размер сбора увеличен Законом в два раза:

  • для должников-организаций до 5000 руб.;
  • для должников-граждан до 1000 руб.

Исполнительский сбор для должников — индивидуальных предпринимателей в Закон тоже включили, но в том же размере, что и для граждан (ч. 3 ст. 112 Закона).

Кроме того, уточнен порядок взыскания исполнительского сбора при наличии нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя. Такой сбор взыс­кивается с каждого из должников в вышеуказанных размерах (новая ч. 3.1 ст. 112 Закона).

При неисполнении исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника — гражданина или индивидуального предпринимателя будет взыскиваться в размере 5000 руб., с должника-организации — 50 000 руб., то есть в десять раз больше, чем прежде (ч. 3 ст. 112 Закона).

Приставы смогут проводить зачет встречных однородных требований

Еще одно изменение, несом­ненно, заслуживающее внимания, — это дополнение перечня исполнительных действий зачетом встречных однородных требований, который теперь вправе осуществлять судебные приставы — исполнители (п. 16.1 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве в ред. Закона). Напомним, что по правилам гражданского законодательства зачет встречных однородных требований представляет собой способ прекращения обязательств, применимый лишь к обязательствам денежного характера, срок исполнения которых уже наступил (ст. 410 ГК РФ). Возможность зачета только денежных требований отражена также и в Законе, однако есть оговорка: зачет допустим, если иное не предусмотрено законом. Также требования должны быть подтверждены исполнительными документами о взыс­кании денежных средств, по которым уже возбуждено исполнительное производство.

Если и далее проводить параллели с ГК РФ, то, в отличие от Кодекса, Закон об исполнительном производстве допус­кает производство зачета по заявлению должника или взыс­кателя, а также по инициативе самого пристава. В то время как в гражданском праве для зачета необходимо и достаточно заявления одной из сторон.

Зачет производится на основании соответствующего постановления, которое должен утвердить старший судебный пристав — исполнитель или его заместитель. Копию такого постановления направят сторонам исполнительного производства (ст. 88.1 Закона об исполнительном производстве в ред. Закона).

Правда, в Законе не уточняется, о каких именно требованиях, годных к зачету, идет речь: о тех, исполнительное производство по которым возбуждено данным приставом, или же круг таких требований шире и не ограничивается стенами одного подразделения УФССП. В последнем случае также не ясно, какой из приставов должен будет выносить постановление о зачете.

Среди других изменений можно отметить определение срока вынесения постановления о передаче имущества для реализации: минимум через десять и максимум через 20 дней пос­ле вынесения постановления об оценке имущества (ч. 6 ст. 87 Закона об исполнительном производстве в ред. Закона).