Игнорирование требований исполнительного листа может значительно подорожать

| статьи | печать

Правительство РФ внесло на рассмотрение законопроект, направленный, как сказано в пояснительной записке к нему, на совершенствование процедуры исполнения судебных актов и актов иных органов и должностных лиц. В связи с этим предлагается увеличить размер исполнительского сбора, взимаемого в соответствии с законодательством с 7% от взыскиваемой суммы до 10%, а также установить нижний предел ­сбора в 5000 руб.

Правительством РФ внесен на рассмотрение Госдумы РФ законопроект № 293486-6 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об исполнительном производстве“».

В соответствии с проектом представитель взыскателя при направлении исполнительного документа в кредитную организацию или лицу, выплачивающему должнику-гражданину перио­дически денежные средства, например, должен предъявлять не только сведения, необходимые для перечисления денежных средств и документ, удостоверяющий его полномочия, но и документ, удостоверяющий личность.

Судебный пристав-исполни­тель не будет прилагать к постановлению о возбуждении исполнительного производства копию исполнительного до­кумента.

Хотя приставы в особо оперативных случаях не обязаны предварительно уведомлять о начале совершения исполнительных действий или применении мер принудительного исполнения, законопроект обязывает не позднее одного рабочего дня после их совершения уведомить о них лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Планируется извещать организацию об исполнительных действиях или мерах принудительного характера не только по ее юридическому адресу или ее филиала (представительства), как это делается сейчас, но и по адресу, указанному в исполнительном документе, фактическому адресу, а также указанному в письменной форме непосредственно приставу (п. 4 ст. 24 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», далее — Закон № 229-ФЗ). Это нововведение очень бы ускорило исполнительное производство, поскольку извещение происходило бы по более удобному для организации адресу и быстрее бы доходило до ответственного за эту сферу лица.

Требуется дополнительное удостоверение полномочий представителя

Разработчики законопроекта хотят видеть в доверенности представителя взыскателя указание на полномочие предъявлять исполнительный лист. Несмотря на то что этого требования в действующем законодательстве нет, в доверенностях представителей уже давно имеется такое полномочие, да и в УФССП вряд ли приняли бы без этого исполнительный документ.

Предлагается дополнить случаи, когда пристав вправе окончить исполнительное производство, следующими:

  • полное исполнение требования исполнительного документа об обеспечительных мерах, либо установления факта невозможности его исполнения, ­либо отмены судом обеспечительных мер;
  • замена штрафа по исполнительному документу о взыс­кании штрафа за преступление другим видом наказания или освобождение от наказания в виде штрафа в порядке амнистии или помилования.

Законопроект предусматривает основания правопреемства в исполнительном производстве — либо судебный акт о замене стороны исполнительного производства правопреемником, либо правоустанавливающий документ, подтверждающий выбытие стороны исполнительного производства, по исполнительным документам, выданным иными органами или должностными лицами. Копия постановления о замене стороны должна быть направлена всем участникам не позднее одного дня, следующего за днем его вынесения.

Полномочия адвоката планируется подтверждать ордером на исполнение поручения, выдаваемым соответствующим адвокатским образованием.

В законопроекте устанавливается возможность производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств, на основании которых возбуждены исполнительные производства. Также вводится новая мера принудительного воздействия в виде освобождения земельных участков от нахождения на них должника и его имущества, даже путем сноса находящихся в их пользовании строений независимо от их типа, назначения и степени завершенности. А у взыскателя отнимается право обращаться в налоговый орган с заявлением о представлении ему сведений о наличии у должника имущества при предъявлении действительного исполнительного листа.

Установлен срок для передачи имущества на реализацию — не ранее десяти и не позднее 20 дней со дня вынесения постановления об оценке. А затем в течение десяти дней приставу надлежит передать это имущество специализированной организации на реализацию.

При неисполнении должником требований неимущественного характера и при составлении протокола об административном правонарушении новый срок для исполнения даваться должнику не будет.

Законопроектом также подробно прописан порядок выселения из жилого помещения и освобождения нежилого помещения или земельного участка должником.

За просрочку добровольного исполнения — 10%

Безусловно, многих заинтересует установленный законопроектом новый размер исполнительского сбора, взимаемый при пропуске срока для добровольного исполнения.

Сегодня действует исполнительский сбор в размере 7% от суммы долга (п. 3 ст. 112 Закона № 229-ФЗ). Разработчики законопроекта предлагают увеличить этот размер до 10%, но не менее 5000 руб. для организаций и индивидуальных предпринимателей и 500 руб. — для граждан. При неисполнении исполнительного документа неимущественного характера сбор планируется взимать в размере 5000 руб. с организаций и индивидуаль­ных предпринимателей и 500 руб. с граждан. При этом в отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор будет взиматься с каждого из должников в указанном размере.