Люди не верят в безденежные муниципалитеты

| статьи | печать

Муниципальным служащим зачастую очень непросто объяснить жителям на публичных слушаниях по местным финансам, почему не хватает средств муниципального бюджета на решение вопросов местного значения. В итоге подрывается доверие людей к местной власти.

О бюджетных парадоксах конкретного муниципального образования и о том, как их можно решить в рамках всей страны, предоставляем слово представителю муниципальной общественности.

Еще раз о порочной бюджетной практике

Не буду останавливаться на трудностях и нерешенных вопросах. Не стану также перечислять задачи, которые ставит местное население перед местной властью. Все это не раз раскрывалось на страницах газеты «Экономика и жизнь». Но нельзя не привести конкретные цифры по нашему муниципальному образованию. Доходная часть муниципального бюджета нашего города — 3,3 млрд руб. Это — налоговые поступления и межбюджетные трансферты из федерального и областного бюджетов. В то же время в эти самые бюджеты выше уровнем перечислено налогов, собранных на территории, в 2011 г. — 7,1 млрд руб., в 2012 г. — 5,9 млрд руб.

Как объяснить людям, почему так происходит все десять лет реализации Закона о местном самоуправлении (от 06.10.2003 № 131-ФЗ)?

Между тем продолжает накапливаться ворох нерешенных и нерешаемых местной властью вопросов жизнеобеспечения граждан по месту их постоянного проживания. Одной из главных проблем муниципалитетов я считаю бедственное состояние транспортной инфраструктуры. Высокий уровень износа дорог, отсутствие средств на поддержание дорог в удовлетворительном состоянии вызывают недовольство и раздражение жителей. Уверена, что главной заботой и органов государственной власти, и органов местного самоуправления на ближайшие годы должны стать муниципальные программы по благоустройству, капитальному ремонту транспортной инфраструктуры.

Вот уже десять лет находясь на передовой муниципальной реформы, хочу поделиться выстраданными за эти годы предложениями по дальнейшему развитию местного самоуправления и в первую очередь по совершенствованию экономичес­кой основы муниципальных образований.

Считаю, что надо прежде всего вернуться к действовавшей в 1995—2007 гг. практике межбюджетных отношений. А именно:

■ увеличить норматив отчисления НДФЛ в доходную часть местных бюджетов до 50%;

■ вернуть зачисление в доходную часть местных бюджетов:

— налога на прибыль организаций — по нормативу 10%;

— НДС — по нормативу 5%;

— налога на имущество организаций — по нормативу 50%.

Предложения, подсказанные жизнью территорий

Думаю, не надо вдаваться в детализацию обоснований наших предложений, потому что читатели делового еженедельника — аудитория более чем подготовленная.

Суть наших предложений заключается в том, чтобы сократить до 20% разрыв между объемом налогов и сборов, перечисляемых с территории муниципального образования в бюджеты вышестоящих уровней, и объемом доходов, формируемых местным бюджетом.

С этой целью предлагаем:

1. Законодательно закрепить зачисление в местные бюджеты налогов и сборов компаний — резидентов индустриальных парков, осуществляющих деятельность на территории данных муниципальных ­образований.

2. Субъектам Федерации предоставить право устанавливать дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от налогов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ.

3. Внести изменения в ст. 58 Бюджетного кодекса РФ, преду­сматривающую возможность установления субъектами Федерации единых для всех муниципальных образований нормативов отчислений налогов и сборов в местные ­бюджеты.

4. Обеспечить компенсацию выпадающих доходов местным бюджетам, связанных с предоставлением льгот по федеральным налогам за счет средств бюджетов вышестоящих ­уровней.

5. Обеспечить органы местного самоуправления полной информацией по уплачиваемым на территории муниципальных образований хозяйствующими субъектами налогам и сборам во все уровни бюджетов в разрезе отдельных хозяйствующих субъектов и с учетом видов налогов.

Еще одно наше предложение связано с действующей на территории нашей облас­­ти ­Методикой оценки расход­­ных полномочий муниципальных районов и городских округов. В частности, необходим пересмотр величины нормативов бюджетной обес­­печенности по расходным полномочиям. Нормативы должны быть­ ­­жизненными, учитывать реально складывающиеся ­затраты.